Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению государственных финансов Российской Федерации, проблемам сбалансированности, оптимизации его расходов и путям повышения доходов.
Актуальность данной темы заключается в исследовании основных направлений использования денежных средств государства. Также с 2004 года в Российской Федерации осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к сбалансированности федерального бюджета. А с 2008 года закон о федеральном бюджете стал приниматься не на один год, а на три (очередной финансовый год и плановый период – два последующих года).
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность финансов и их функции…..……………………...…………….......5
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………………..5
1.2 Функции финансов и их роль в общественном производстве……….…….7
1.3 Финансы в общественном воспроизводстве……………………………….11
1.4 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики………………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности федерального бюджета………………………21
2.1 Анализ сбалансированности федерального бюджета
за 2011 – 2012 г.г………………………………………………………………....21
3. Проблемы исполнения расходных обязательств в Российской Федерации в условиях дефицита федерального бюджета…………………………………...28
3.1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности………………………………………………………………...28
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального
бюджета…………………………………………………………………………..35
3.3 Пути повышения использования нефтегазовых ресурсов………………...42
Заключение…………………………………………………………………...…..47
Список использованной литературы…………………………..……………….48
Введение
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению государственных финансов Российской Федерации, проблемам сбалансированности, оптимизации его расходов и путям повышения доходов.
Актуальность данной темы заключается в исследовании основных направлений использования денежных средств государства. Также с 2004 года в Российской Федерации осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к сбалансированности федерального бюджета. А с 2008 года закон о федеральном бюджете стал приниматься не на один год, а на три (очередной финансовый год и плановый период – два последующих года).
Объектом исследования являются государственные финансы и их эффективность.
Предметом исследования является реализация государственной финансовой политики в направлении оптимизации доходов и повышения эффективности бюджетный расходов на основе внедрения программно-целевых методов его планирования.
Целью работы является анализ федерального бюджета, как важнейшего инструмента реализации государственной политики, выявление основных проблем его сбалансированности и рассмотрение возможных путей их решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Источниками информации при написании курсовой работы послужили нормативно-законодательные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, периодические издания и Интернет-ресурсы.
ГЛАВА I. Сущность финансов и их функции.
1.1. Финансы как экономическая категория.
Формирование и развитие финансов
как системы экономических
Наибольший расцвет финансов связывается
с последним пятидесятилетием, когда
государственные функции
Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.
Как экономическая категория
Категория "финансы" является объективной
категорией, функционирующей в различных
общественно-экономических форм
Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений. Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.
Таким образом, можно сделать вывод,
что финансы как объективная
экономическая категория
1.2. Функции финансов и их роль в общественном производстве.
Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен .
Финансовые отношения
Распределение происходит посредством
финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых
государством: ставки, нормы, тарифы, платежи,
отчисления и т.д. В результате первичного
распределения национального
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но, ни в коем случае, не об их отмене).
Предприятие самостоятельно
распределяет прибыль по
В различных общественно-
Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов — это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Информация о работе Сущность, функции финансов и финансовые ресурсы