Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:45, курсовая работа
инансовый менеджмент -- управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами.
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
4
1.1 Сущность, содержание и формы проявления финансового менеджмента 4
1.2 Функции финансового менеджмента 5
2 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
2.1 Финансовый менеджмент как орган управления 8
2.2 Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности
9
2.3 Стратегия и тактика финансового менеджмента: краткосрочное и долгосрочное планирование и прогнозирование финансовой деятельности
9
2.4 Основные концепции финансового менеджмента 14
2.5 Финансовые решения и обеспечение условий их реализации 17
3 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи: 1). Выявляются резервы и мобилизуются ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма. 2). Устанавливаются оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию и использованию прибыли. 3). Обеспечиваются плановое образование и использование денежных ресурсов. 4). Определяются финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определение оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложений, мероприятиях технического прогресса и т.д. 5). Обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств. 6). Создаются методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи. 7). Устанавливается финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей.
Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Таким
образом, на основе всего вышеописанного
можно сказать, что финансовый менеджмент
весьма динамичен. Эффективность его функционирования
во многом зависит от быстроты реакции
на изменения условий финансового рынка,
финансовой ситуации, финансового состояния
объекта управления. Поэтому финансовый
менеджмент должен базироваться на знании
стандартных приемов управления, на умении
быстро и правильно оценивать конкретную
финансовую ситуацию, на способности быстро
найти хороший, если не единственный, выход
из этой ситуации. В финансовом менеджменте
готовых рецептов нет и быть не может.
Он учит тому, как, зная методы, приемы,
способы решения тех или иных хозяйственных
задач, добиться ощутимого успеха для
конкретного хозяйствующего субъекта.
2.4
Основные концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (от лат. conceptio -- понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления.
Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:
1. Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.
2. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению. Вторая причина различия -- риск неполучения ожидаемой суммы -- также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Третья причина -- оборачиваемость -- заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.
3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. В финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.
4. Концепция стоимости капитала. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.
5. Концепция эффективности рынка капитала - операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
-отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
-сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.
Существует две основных характеристики эффективного рынка. 1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска. 2). Уровень дохода на инвестируемый капитал - это функция степени риска.
Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: слабой, умеренной, сильной.
В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.
6. Концепция асимметричности информации - напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. Без преувеличения можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Увеличение вероятности симметрии приведет к снижению средней цены ценной бумаги на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.
7. Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).
8.
Концепция альтернативных затрат или
затрат упущенных возможностей (opportunity
cost): любое вложение всегда имеет альтернативу.
Это одна из ключевых концепций в финансовом
менеджменте. Смысл ее состоит в следующем.
Принятие любого решения финансового
характера в подавляющем большинстве
случаев связано с отказом от какого-то
альтернативного варианта. Концепция
альтернативных затрат играет весьма
важную роль в оценке вариантов возможного
вложения капитала, использования производственных
мощностей, выбора вариантов политики
кредитования покупателей и др. Альтернативные
затраты, называемые также ценой шанса,
или ценой упущенных возможностей, представляют
собой доход, который могла бы получить
компания, если бы предпочла иной вариант
использования имевшихся у нее ресурсов.
Особенно ярко концепция альтернативных
затрат проявляется при организации систем
управленческого контроля. С одной стороны,
любая система контроля стоит определенных
денег, т.е. связана с затратами, которых
в принципе можно избежать; с другой стороны,
отсутствие систематизированного контроля
может привести к гораздо большим потерям.
2.5
Финансовые решения и обеспечение условий
их реализации
Жизнедеятельность любого предприятия обеспечивается в результате взаимодействия информационного, материального и финансового потоков, с помощью которых поддерживается связь с поставщиками, покупателями, банками, государстве иными и другими внешними структурами. Без этого невозможна хозяйственная деятельность предприятия. Недостаточность финансового обеспечения может создать непреодолимые трудности, так и финансовые потоки обеспечивают не только производственный процесс, но и другую деятельность предприятия. Финансовые решения в области финансового менеджмента принимаются на основе анализа, экономического обоснования и прогноза результата, выбора оптимального варианта привлечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели. Выбор цели является наиболее ответственным моментом при выработке и принятии финансового управленческого решения. Цель формирует стратегию развития и тактику последующих действий, позволяет оценить результаты принятых решений и эффективность реализуемых мероприятий. Если целью является состояние объекта управления, то принимаемые финансовые решения должны обеспечивать максимизацию результата при минимизации затрат на его получение.
Для каждого из основных объектов финансового менеджмента на предприятии будут свои показатели результативности, но все они будут подчинены достижению главной цели -- максимизации результатов деятельности предприятия, повышению его рыночной стоимости.