Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции финансов
1.3 Социальные реформы и финансы
2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики
2.1 Основные принципы финансирования социальной политики
2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ
2.3 Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ
2.4 Негосударственные источники финансирования социальных программ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сущность финансов.rtf

— 436.04 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Сущность и функции финансов

1.1 Социально-экономическая сущность финансов

1.2 Функции финансов

1.3 Социальные реформы и финансы

2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики

2.1 Основные принципы финансирования социальной политики

2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ

2.3 Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ

2.4 Негосударственные источники финансирования социальных программ

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

     Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      С 1 января 2001 г. был ликвидирован Фонд занятости и социальная защита безработных перешла в разряд государственного обеспечения. Здесь форма и содержание, по крайней мере, обрели единство. Правда, доля зарегистрированных безработных неуклонно сокращается, хотя уровень общей безработицы остается достаточно высоким - 8% к началу 2002г. и по прогнозам в ближайшие 5 лет будет выше 7%1. Из них пособие получают сегодня только каждый шестой - седьмой безработный. При этом ограничен минимальный (не ниже 20% от прожиточного минимума) и максимальный (не выше прожиточного минимума в регионе) размер пособия. Более половины безработных в 2000 и 2001 гг. получали минимальное пособие. В 2001 г. коэффициент замещения заработной платы снизился в 3,5 раза и составлял немногим более 17%.

      Все государственные пособия, исключая немногие пока привилегированные категории не достигают прожиточного минимума. Степень защиты государственным обеспечением определяется уровнем минимальных социальных гарантий. В отношении к прожиточному минимуму соответствующей категории населения они составляли в 1999г. и 2001г. (на 1.01): пособие на детей - 7% и 5%; стипендии - 19% и 12%; пособие по безработице 10% и 7%; тарифная ставка 1 разряда ЕТС 10% и 14%.

      Социальное пособие по бедности не относятся к числу федеральных гарантий, и устанавливается региональными органами власти. Различное финансовое положение регионов стало причиной неравенства возможностей и условий оказания социальной помощи бедным. Наибольшее распространение в организации социальной помощи получила натуральная форма ее предоставления - выдача продуктов питания, одежды, обуви, организация бесплатных обедов, оказание услуг и предоставление льгот на оплату товаров и услуг и т.д. По данным мониторинга Министерства труда и социального развития, в 1999-2000 гг. непосредственно социальное пособие по бедности (по нуждаемости) предоставлялось в 21 регионе, при этом только в 17 регионах оно выплачивалось в денежной форме. По данным статистики в регионах, выплачивающих пособие по бедности, доля бедных в общей численности населения не опускалась ниже 25-30%, реально же получали пособие 5-7%.

      Система социальной помощи в форме льгот на получение социальных услуг, которая по сложившейся традиции предоставляется в виде перекрестного финансирования, по мнению многих специалистов, оказалась малоэффективной в условиях рыночных преобразований. В подтверждение несовершенства этой системы приводится много аргументов: их несоответствие складывающимся условиям функционирования экономики, нерациональное использование выделяемых на эти цели средств, дублирование выплат, льгот и дотаций на одни и те же цели за счет сохранения разных источников финансирования.

      Обследования Госкомстата за самый благополучный в прошедшем десятилетии год - 1997 - показали, что только 1/3 семей (домохозяйств) имела в своем составе получателей какой-либо социальной помощи в натуральной или денежной форме. Следует уточнить, это не все члены семей, тогда это была бы треть населения, а только некоторые члены этой трети семей. Наиболее распространенной можно назвать льготу на оплату транспортных расходов и оплату жилья. Ее имели соответственно некоторые члены из 15,6% и 10,8% семей. На каждого получателя в месяц эта льгота составила соответственно 10% - 8% от прожиточного минимума. Льготу (дотацию) на оплату отдыха (включая и отдых детей) и на медицинское обслуживание имели только по 1,1% семей.

      Таким образом, распределение общего объема льгот и дотаций между семьями с доходом выше и ниже прожиточного минимума не является достаточным основанием для их отмены. Намерения правительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошо известны - привести обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, усилить адресность социальной поддержки населения. Но ликвидация системы дотаций и льгот полностью или частично лишает население определенного социального блага, а перераспределения средств в пользу бедных семей не происходит совсем, а если и происходит, то в очень усеченном размере. И это наглядно демонстрирует проведенное реформирование детских пособий и жилищных субсидий.

 

1. Сущность и функции финансов

1.1 Социально-экономическая сущность финансов

 

     Процесс производства общественного продукта в стране, обеспечение его непрерывности, т.е. воспроизводства, опосредствуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота (наличного и безналичного) возникают финансы. Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов и государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств - децентрализованных и централизованных.

     Таким образом, финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), работающее население (финансы домашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

     Масштабы и интенсивность финансовых потоков зависят от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансы предприятий и домохозяйств обслуживают процесс смены форм стоимости (товарной, денежной). Финансы государства обслуживают этот процесс в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, экология, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения.

     Именно стоимостная форма движения товаров порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера. В этом и состоит сущность финансов. Поскольку материальной основой финансов является общественное производство, то и финансовая устойчивость предприятий и государства зависит от состояния экономики. Спад производства сопровождается ростом взаимной задолженности и неплатежами, все это тормозит процесс финансового оздоровления экономики.

     Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями Государства.

     Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

      Деньги - это всеобщий эквивалент, при помощи которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) 2 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

      Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

      предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

      предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распре делении;

      государством и предприятиями при уплате ими на логов в бюджетную систему и финансировании расходов;

      государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

      предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

      отдельными звеньями бюджетной системы;

      страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также де нежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

      По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

      Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

      Финансы - это прежде всего распределительная категория. При их помощи осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9-18% накануне Первой мировой войны до 35-50% и более в настоящее время.

1.2 Функции финансов

 

     Функция финансов - это проявление их сущности в действии.

     Две основные функции финансов - распределительная и контрольная - осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

     Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия (фаза) воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и - на стадии обмена - использование доходов и накоплений.

     Движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

     Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

     зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

     доходы предприятий сферы материального производства.

     Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.

Информация о работе Сущность финансов