Структура рынка как саморегулирующего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д

Содержание

1. Рынок и рыночный механизм. 3
1.1. Понятие рынка и рыночного механизма. 3
1.2.Структура рынка 6
1.3. Функции рынка 7
1.4. Преимущества и недостатки рыночного механизма 8
2. Государственное регулирование рынка 9
2.1. Причины и основные функции государственного регулирования рынка 9
2.2. Степерь и методы 12
3. Заключение 14
4. Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат о рынке.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Структура  рынка как саморегулирующегося  образования»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студентка 4 курса 

Юлиана

Проверил:

д.э.н., профессор Кротов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

Оглавление

 

 

 

1. Рынок и рыночный механизм.

1.1.  Понятие рынка и рыночного механизма.

 

В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, основное понятие хозяйственной  практики экономики.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка  принято считать представителя  классической школы Адама Смита, который первый указал на причины  развития товарного обмена, а, следовательно, и рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что, в конечном счете, и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д. Производители не могут не учитывать эти процессы, потому что в противном случае они не смогут реализовать предлагаемые ими товары и услуги.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует  на основе следующих экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и  предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим  инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Представители классической и неоклассической школ, наблюдая и анализируя действие рыночного механизма, утверждали, что рынок – это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Регулирование пропорций общественного производства является одной из функций закона стоимости, действие которого анализировали представители классической школы.

В неоклассической экономической  теории существует два подхода к  исследованию рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршаллу. Л.Вальрас делал акцент на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или предложения на цену, которая изменяется до тех пор, пока величины спроса и предложения не уравняются. Такая подстройка получила название количественной.

В соответствии с трактовкой А.Маршалла, равновесие устанавливается  автоматически под давлением  разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному  периоду.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Именно такие условия анализировали перечисленные ученые.  Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

 

  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Экономическое положение  производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

  • биржи
    • торговые
    • фондовые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • банки, страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень  тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится  в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно  отражается на всей рыночной экономике  в целом.

1.2.Структура рынка

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  • Структура рынка по объектам рыночных отношений:
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок ценных бумаг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка:
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению:
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции:
    • совершенная конкуренция
    • монополистическая конкуренция
    • олигополия
    • монополия
  • Структура рынка по отраслям:
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж:
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательству:
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

1.3. Функции рынка

1. Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

  • кол-во произведенной продукции
  • цена
  • ассортимент
  • качество

2. Посредническая функция

Рынок позволяет экономическим  агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или иная система отношений между конкретными участниками общественного производства.

3. Ценообразующая функция

Рынок устанавливает  ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

4. Регулирующая функция

Возникает баланс между  производителем и потребителем, между  продавцом и покупателем.

5. Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых  товаров с наименьшими затратами  и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место  для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

1.4. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества  рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений НТП (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки  рыночного механизма

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных слоев населения.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

2. Государственное регулирование рынка

2.1. Причины и  основные функции государственного  регулирования рынка

Проанализировав недостатки рыночного механизма, можно придти к выводу, что государственное вмешательство – суровая необходимость, позволяющая корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Такие проблемы, которые неподвластны решению со стороны рыночного механизма, в экономической теории получили название фиаско (или отказов, провалов) рынка.

Минимизируя последствия  фиаско рынка, государство стремится решить одновременно две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Одна из них – социальная напряженность в обществе, вызываемая неравенством в распределении доходов. С одной стороны, это неравенство  вполне сочетается с принципом Парето-эффективности1, который, по мнению многих экономистов, является индикатором действенности рыночного механизма. С другой стороны, слишком высокая степень неравенства ведет не только к социальной нестабильности, но и может стать тормозом экономического развития.  Если основная масса населения получает низкие доходы, то и у производителей, которые заранее должны ориентироваться не только на потребности, но и на платежеспособность потребителей, нет стимулов к дополнительным капиталовложениям в мероприятия по улучшению качества товара, в опытно-конструкторские разработки, т.к. это приведет к увеличению издержек производства, и, следовательно, к проблемам  реализации продукции.

Рыночный механизм может максимально раскрывать свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма. В такой ситуации государство обязано предпринимать меры для уменьшения последствий отрицательного воздействия монополистов и защиты конкуренции.

Информация о работе Структура рынка как саморегулирующего образования