Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:19, реферат
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д
1. Рынок и рыночный механизм. 3
1.1. Понятие рынка и рыночного механизма. 3
1.2.Структура рынка 6
1.3. Функции рынка 7
1.4. Преимущества и недостатки рыночного механизма 8
2. Государственное регулирование рынка 9
2.1. Причины и основные функции государственного регулирования рынка 9
2.2. Степерь и методы 12
3. Заключение 14
4. Список использованной литературы 15
Реферат на тему:
«Структура рынка как саморегулирующегося образования»
Выполнил(а):
студентка 4 курса
Юлиана
Проверил:
д.э.н., профессор Кротов
Москва, 2012
Оглавление
В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, основное понятие хозяйственной практики экономики.
Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а, следовательно, и рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что, в конечном счете, и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д. Производители не могут не учитывать эти процессы, потому что в противном случае они не смогут реализовать предлагаемые ими товары и услуги.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе следующих экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Представители классической и неоклассической школ, наблюдая и анализируя действие рыночного механизма, утверждали, что рынок – это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Регулирование пропорций общественного производства является одной из функций закона стоимости, действие которого анализировали представители классической школы.
В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршаллу. Л.Вальрас делал акцент на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или предложения на цену, которая изменяется до тех пор, пока величины спроса и предложения не уравняются. Такая подстройка получила название количественной.
В соответствии с трактовкой
А.Маршалла, равновесие устанавливается
автоматически под давлением
разницы цен спроса и цен предложения,
т.е. в результате ценовой подстройки,
что соответствует более
Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Именно такие условия анализировали перечисленные ученые. Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма.
Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
Признаки свободного рынка:
Функции свободного рынка:
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или иная система отношений между конкретными участниками общественного производства.
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Рынок побуждает производителей
к созданию новой продукции, необходимых
товаров с наименьшими
Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
Проанализировав недостатки рыночного механизма, можно придти к выводу, что государственное вмешательство – суровая необходимость, позволяющая корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Такие проблемы, которые неподвластны решению со стороны рыночного механизма, в экономической теории получили название фиаско (или отказов, провалов) рынка.
Минимизируя последствия фиаско рынка, государство стремится решить одновременно две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.
Одна из них – социальная напряженность в обществе, вызываемая неравенством в распределении доходов. С одной стороны, это неравенство вполне сочетается с принципом Парето-эффективности1, который, по мнению многих экономистов, является индикатором действенности рыночного механизма. С другой стороны, слишком высокая степень неравенства ведет не только к социальной нестабильности, но и может стать тормозом экономического развития. Если основная масса населения получает низкие доходы, то и у производителей, которые заранее должны ориентироваться не только на потребности, но и на платежеспособность потребителей, нет стимулов к дополнительным капиталовложениям в мероприятия по улучшению качества товара, в опытно-конструкторские разработки, т.к. это приведет к увеличению издержек производства, и, следовательно, к проблемам реализации продукции.
Рыночный механизм может максимально раскрывать свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма. В такой ситуации государство обязано предпринимать меры для уменьшения последствий отрицательного воздействия монополистов и защиты конкуренции.
Информация о работе Структура рынка как саморегулирующего образования