Министерство
финансов РФ возглавляет министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от нее Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Министр
несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на министерство
задач и осуществлением им своих
функций. Министр имеет 16 заместителей
назначаемых на должность и освобождаемых
от нее Правительством РФ.
Министры
финансов с 1990 г.
№ |
ФИО |
Дата
назначения |
Дата
освобождения |
1 |
Борис
Григорьевич Фёдоров |
14
июля 1990 |
28
декабря 1990 |
2 |
Игорь
Николаевич Лазарев |
28
декабря 1990 |
11
ноября 1991 |
3 |
Егор
Тимурович Гайдар |
19
февраля 1992[1] |
2
апреля 1992 |
4 |
Василий
Васильевич Барчук |
2
апреля 1992 |
25
марта 1993 |
5 |
Борис
Григорьевич Фёдоров |
25
марта 1993 |
26
января 1994 |
|
Сергей
Константинович Дубинин (и.о.) |
26
января 1994 |
12
октября 1994 |
|
Андрей
Петрович Вавилов (и.о.) |
12
октября 1994 |
4
ноября 1994 |
6 |
Владимир
Георгиевич Пансков |
4
ноября 1994 |
14
августа 1996 |
7 |
Александр
Яковлевич Лившиц |
14
августа 1996 |
17
марта 1997 |
8 |
Анатолий
Борисович Чубайс |
17
марта 1997 |
20
ноября 1997 |
9 |
Михаил
Михайлович Задорнов |
20
ноября 1997 |
25
мая 1999 |
10 |
Михаил
Михайлович Касьянов |
25
мая 1999 |
18
мая 2000 |
11 |
Алексей
Леонидович Кудрин |
18
мая 2000 |
|
Министром финансов
РФ с мая 2000 г. является Алексей Кудрин.
В Министерстве
финансов РФ образуется коллегия в
составе Министра (председатель коллегии),
его заместителей, руководителей
Государственной налоговой службы
РФ и Государственного таможенного
комитета РФ, а также других руководящих
работников центрального аппарата Министерства
и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих
в ее состав по должности, утверждаются
Правительством РФ. Коллегия рассматривает
основные вопросы финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики, а
также другие наиболее важные вопросы
деятельности Министерства. Решения
коллегии реализуются, как правило,
приказами Министра. В случае разногласий
между Министром и членами
коллегии окончательное решение
принимает Министр, докладывая о
возникших разногласиях Правительству
РФ.
Структурными подразделениями
Министерства финансов Российской Федерации
являются департаменты по основным направлениям
деятельности Министерства. В состав департаментов
включаются отделы.
Минфину
России разрешено иметь в составе
центрального аппарата 20 департаментов
по основным направлениям деятельности:
1. Департамент
бюджетной политики;
2. Департамент
налоговой политики;
3. Департамент
управления государственным внутренним
долгом;
4. Департамент
отраслевого финансирования;
5. Департамент
межбюджетных отношений;
6. Валютно-экономический
департамент;
7. Департамент
оборонного комплекса и правоохранительных
органов;
8. Департамент
финансирования государственного аппарата;
9. Департамент
методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический
департамент;
11. Департамент
макроэкономической политики и банковской
деятельности;
12. Департамент
страхового надзора;
13. Департамент
внешнего долга;
14. Департамент
международных финансовых организаций;
15. Департамент
государственного финансового контроля;
16. Департамент
организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический
департамент;
18. Департамент
бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент
валютного контроля;
20. Департамент
социальной сферы и науки.
Департаменты |
Отделы |
Административный
департамент |
Кадров, МТО, внедрения
и эксплуатации задач, обеспечения
безопасности информационных технологий,
добычи и переработки драгоценных
металлов и камней |
Департамент
управления делами и контроля |
По обеспечению
деятельности министра и заместителей
министра, по контролю, отдел делопроизводства
и архива, по связям с общественностью
и СМИ |
Департамент
бюджетной политики |
Бюджетного законодательства,
планирования, межгосударственных финансов,
организации и исполнения федерального
бюджета, методологии бюджетного учета,
отчетности и бюджетной классификации |
Департамент
бюджетной политики в отраслях экономики |
Бюджетной политики
в области транспорта, дорожного
хозяйства и связи, в сфере
землепользования, недропользования и
экологии, в области гражданской
промышленности и энергетики, в области
сельского хозяйства и рыболовства,
в области жилищных субсидий |
Департамент
бюджетной политики в отраслях социальной
сферы |
Бюджетной политики
в сфере образования, в сфере
здравоохранения и физической культуры,
в сфере научной и научно-технической
деятельности, в сфере социального
обеспечения и программ государственной
занятости населения, обязательного
социального страхования и государственных
внебюджетных фондов, в сфере культуры
и СМИ |
Департамент
бюджетной политики в сфере государственной
военной и правоохранительной службы
и государственного оборонного заказа |
Сводного анализа,
бюджетной политики в сфере национальной
обороны, в сфере безопасности государства
и правоохранительной деятельности,
в сфере юстиции, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
в сфере военно-технического сотрудничества,
в сфере государственного оборонного
заказа, мобилизационной подготовки экономики
и материального резерва |
Департамент
межбюджетных отношений |
Сводный, организации
бюджетного процесса в субъектах
РФ, мониторинга и взаимоотношений
с бюджетами субъектов РФ, муниципальных
образований, реформы ЖКХ, методологии
межбюджетных отношений |
Департамент
международных финансовых отношений,
государственного долга и государственных
финансовых активов |
Международного сотрудничества,
взаимоотношений с международными
банками развития, внешнего долга, внешних
активов, государственных внутренних
активов, внутреннего долга, методологии
и регулирования долга субъектов
РФ и муниципальных образований,
учета, анализа и отчетности, по управлению
средствами Резервного фонда и др. |
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной
политики |
Координации и контроля
деятельности Федеральной налоговой
службы, налогообложения прибыли (дохода)
организаций, налогообложения доходов
граждан и единого социального
налога, имущественных и прочих налогов,
налогов и доходов от использования
природных ресурсов, косвенных налогов,
международного налогообложения, таможенных
платежей, нормативного регулирования
определения таможенной стоимости |
Департамент
регулирования государственного финансового
контроля, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности |
Регулирования финансово-бюджетного
надзора и финансового мониторинга,
методологии бухгалтерского учета
и отчетности, нормативно-правового
регулирования аудиторской деятельности,
регулирования аттестации, лицензирования
и повышения квалификации аудиторов,
координации контроля в сфере
обязательного аудита и деятельности
профессиональных аудиторских объединений |
Департамент
финансовой политики |
Пенсионной реформы,
финансовых рынков и имущественных
отношений, регулирования лотерейной
деятельности и производства защищенной
полиграфической продукции, регулирования
страховой деятельности, организации
компенсационных выплат, банковской
деятельности, денежно-кредитной политики |
Правовой
департамент |
Правового обеспечения
государственной долговой политики,
оборонного комплекса и правоохранительных
органов, финансового рынка и
межбюджетных отношений, бюджетной
политики, деятельности подведомственных
организаций и систематизации нормативных
актов, правового обеспечения налоговой
и таможенно-тарифной политики, контроля
и надзора, аудита, бухгалтерского учета
и отчетности, отдел судебной защиты |
Департамент
долгосрочного финансового планирования |
Анализа и прогнозирования |
Департамент управления
делами и контроля организует функционирование
системы документационного обеспечения
управления в Министерстве, в том
числе с документами ограниченного
пользования, соблюдение установленного
порядка работы со сведениями, составляющими
государственную тайну, методическое
руководство работой режимно-секретных
органов Министерства, федеральных служб
и организаций, находящихся в ведении
Министерства, организационное обеспечение
деятельности коллегии Министерства,
взаимодействие Министерства с органами
законодательной (представительной) власти,
общественными организациями и средствами
массовой информации Положение о Департаменте
управления делами и контроля от 23 июня
2006г. № 208.
Департамент бюджетной
политики обеспечивает осуществление
функций Министерства по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в бюджетной сфере,
в сфере финансового обеспечения
федеральной государственной гражданской
службы, а также в отдельных
вопросах налоговой сферы. Департамент
подготавливает для внесения в Правительство
Российской Федерации проекты федеральных
законов, нормативно-правовых актов
Президента Российской Федерации и
Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение
Правительства РФ, по вопросам, относящимся
к установленной сфере ведения
Департамента Положение о Департаменте
бюджетной политики от 11 июля 2005г. № 167.
Департамент государственного
финансового контроля и аудита создан
на основании постановления Правительства
РФ на базе нескольких упраздненных структурных
подразделений Минфина России, в том числе
контрольно-ревизионного управления и
Департамента организации аудиторской
деятельности.
В задачи этого Департамента
входит контроль за:
- исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов,
- организацией
денежного обращения,
- использованием
кредитных ресурсов,
- состоянием
государственного внутреннего и внешнего
долга, государственных резервов,
- предоставлением
налоговых льгот и преимуществ.
Департамент
государственного контроля и аудита
организует и проводит самостоятельно
и с привлечением территориальных КРУ
ревизии и проверки; контролирует использование
федеральных средств, в том числе в иностранной
валюте; организует контроль за качеством
проведения аудиторами и аудиторскими
организациями аудиторских проверок.
В случае
установления нарушений использования
федеральных средств, израсходованных
незаконно или не по целевому назначению
средства, а также доходы от их использования,
по предписанию Департамента, подлежат
возмещению в течение одного месяца
после выявления нарушений.
Министерство
финансов РФ имеет подведомственные
органы власти:
Федеральная налоговая
служба (ФНС России), руководителем
которой является Мокрецов Михаил Павлович;
Федеральная служба
страхового надзора (Росстрахнадзор).
Руководитель - Коваль Александр Павлович;
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Руководитель - Павленко Сергей Юрьевич;
Федеральное казначейство
(Казначейство Российской Федерации),
руководителем которого является Артюхин
Роман Евгеньевич www. minfin.ru.
Научным подразделением
Минфина РФ является Научно- исследовательский
финансовый институт.
Научно-исследовательский
финансовый институт Академии бюджета
и казначейства Министерства финансов
РФ - ведомственное экономическое
исследовательское учреждение, находящееся
в городе Москва.
Институт основан
в 1937 г. в качестве подразделения
Наркомата финансов. Первоначально
в структуру института входило
7 подразделений-секций. В 1939 г. произошла
первая реформа структуры института
- теперь он состоял из 5 исследовательских
групп. С 1956 г. - в институте: 7 отделов
и 18 подчиненных им секторов; с 1960 г.
- 8 отделений.
В своем нынешнем
виде институт существует с 2005 г., когда
он вошел в структуру Академии
бюджета и казначейства. В настоящее
время в институте - 12 научных
отделов.
Главными задачами
института являются проведение исследований
наиболее актуальных проблем совершенствования
методологии планирования финансовых
ресурсов, оптимизации объёма расходов
и доходов бюджетной системы,
необходимого расширения и настройки
инструментов финансово-кредитного механизма
и др. Пикулькин А. В. Система государственного
управления, стр. 84.
Согласно проекту
закона "О муниципальной службе",
разрабатываемому Министерством экономического
развития и торговли РФ, Министерство
финансов РФ согласилось выделить средства
федерального бюджета на подготовку
кадров для органов местного самоуправления
(СМУ). Подготовкой кадров будут заниматься
четыре российских вуза, в том числе
Академия государственной службы и
Академия народного хозяйства. Они
будут готовить не только чиновников
для муниципальной службы, но и
преподавателей, которые будут готовить
чиновников в дальнейшем. Ежегодно
планируется готовить около 150 тыс.
человек.
|