Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:48, реферат
Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Структура кредитной системы Республики Казахстан
1.1 Становление кредитной системы в Казахстане……………………………4
1.2 Структура кредитной системы……………………………………………...9
2. Роль банков в стабилизации экономики Республики Казахстан 16
2.1 Неотъемлемая структура рыночной экономики 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1………………………………………………………………….28
Приложение 2…………………………………………………………………29
Приложение 3 30
Принятие новых законодательных актов в банковской сфере, ужесточение контроля и требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию банков второго уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и открытие филиалов; утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29 февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28 марта 1996 г., Положения о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам от 10 мая 1996 г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.), Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от 31 декабря 1996 г. - все это подтвердило стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике составляло - 178 (Вестник Национального банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. - 117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября 1996 г. в Казахстане количество банков сократилось до 102, из которых еще несколько десятков, по прогнозам, в период 1997-98 гг. будут ликвидированы или реорганизованы. На последней пресс-конференции в январе 1997 г. Председатель Национального банка Республики Казахстан г-н Джандосов У.А. подтвердил, что общая линия Правительства и Нацбанка по-прежнему направлена на то, чтобы уменьшить количество банков. Причины ликвидации банков, по словам руководства Нацбанка, в каждом отдельном случае разные, но по большей части они заключаются в невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются Национальным банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все эти меры, по мнению государства, должны привести к созданию (сохранению) наиболее устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации денежно-кредитной системы в Казахстане и возможности ее стратегического прогнозирования (регулирования). Особое отношение государства, в определенном смысле - привилегированное, к банковской среде, как основному элементу финансовой системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято дополнение в ст. 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских операций, регулируются Кодексом лишь в части, не противоречащей действующему банковскому законодательству. Эта тенденция сохранилась и в настоящий момент, о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей незамедлительной реализации выкупленных акций новым инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения устойчивости банковской системы республики".
Нестабильное
финансовое состояние банков Казахстана
в настоящее время вынуждает
Национальный банк и Центральные органы
власти Республики Казахстан осуществлять
указанное выше вмешательство в банковскую
среду с целью поиска путей выхода из кризиса.
Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка
республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние
15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую
сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до
1991 г. - Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк
Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк)
в один банк с принудительным выкупом
акций и 100%-й продажей их Правительству
Республики Казахстан в лице Министерства
финансов (все названные банки находились
в кризисном состоянии и имели миллиардные
суммы отрицательного капитала в тенге);
передача на обслуживание в Государственный
реабилитационный банк неплатежеспособных
предприятий (отбор предприятий производится
Межведомственной комиссией и Правительством
Республики Казахстан из перечня неплатежеспособных
предприятий, который был сформирован
Агентством по реорганизации предприятий);
изменение действующего банковского и
гражданского законодательства, - все
это в целом, с одной стороны вызывает
определенные опасения в плане ограничения
прав собственников, а с другой - внушает
надежду на скорый выход из финансового
и банковского кризиса.
2.1
Неотъемлемая структура рыночной экономики
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления, через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.
Банки являются главными финансовыми посредниками в рыночной экономике. В процессе своей деятельности они создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство – депозит, а выдавая ссуду – новые требования к заемщику.
Аккумулируя денежные капиталы из разных источников, банки создают обезличенный «пул» денежных средств, превращают их в действующий капитал и могут удовлетворить требования на кредит на самых различных условиях.
В рыночной экономике банки превращаются в монополистов и фактически распоряжаются почти всем финансовым капиталом. Они выходят за пределы посреднической деятельности и проникают в сферу всех фаз воспроизводства. Кредитная система обладает «сказочной силой» и может самым опасным образом вмешиваться в действительное производство. В свое время К. Маркс обращал внимание не «колоссальную власть такого учреждения, как Английский банк, над торговлей и промышленностью». Банки становятся центрами хозяйственной жизни, главными нервными узлами всей экономики.
Роль
банков как органа управления экономикой
выявляется в процессе выполнения ими
своих функций и соблюдения общих
принципов организации
Экономическая ответственность банков связана, прежде всего, с результатами хозяйственной и финансовой деятельности обслуживаемых ими хозяйственных органов не зависимо от форм собственности, ведомственной принадлежности. Вокруг банков группируются фирмы и компании, зависимые от них или сами определяющие деятельность тех или иных банков.
Денежный оборот характеризуется единством сферы движения денег в наличной и безналичной формах обслуживаются одной и той же денежной единицей и тесно связаны между собой. Банки через ведение счетов предприятий, организаций и населения осуществляют контроль за совокупным денежным оборотом, а через него – за ходом хозяйственных процессов и влияют на эти процессы. В банковской системе сосредоточены все денежные фонды общества: средства государства, средства хозяйственных звеньев, сбережений населения и др. Банки активно участвуют в формировании этих фондов, ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самым влияют на ход воспроизводственного процесса.
С переходом Казахстана к рынку перед банками раскрываются новые горизонты. В результате приватизации разгосударствления собственности все шире развиваются частная собственность, коллективные акционерные формы собственности, кооперативное движение, создаются предприятия на основе смешанных видов собственности. Также велика роль банков в реформе государственной собственности.
Появляются предприниматели, коммерсанты, соответственно имущий класс в обществе. По мере развития рыночных отношений усиливается экономическая роль банков.
Национальный банк максимально ссужает выдачу кредитов на расходы Правительства. Все эти меры дают положительные результаты по стабилизации национальной валюты и снижению инфляции.
Основные цели и задачи Банк Развития Казахстана, как определено Законом об БРК, являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику.
В статье 1 Указа Президента РК «О банках и банковской деятельности в РК», имеющего силу закона, подчеркивается, что официальный статус банка определяется разрешением Национального банка на его открытие, государственной регистрацией юридического лица в качестве банк в Министерстве юстиции и наличием лицензии Национального банка РК на проведение банковских операций. А до этого ни одно юридическое лицо не может именоваться банком.
Основные черты банковской системы Казахстана:
- развитый частный национальный сектор;
- прозрачность банковского сектора;
- международное законодательство;
- отсутствие влиятельных государственных коммерческих банков;
- относительно невысокая доля иностранных банков.
Для стран Восточной Европы характерно:
- высокая доля иностранных банков;
- наличие крупного сектора государственных банков;
- низкая доля национальных частных банков.
По
состоянию на 1 июня 2008года банковский
сектор Республики Казахстан представлен
35 банками второго уровня. Совокупные
активы по
состоянию на 1 апреля 2008года составили 11 814 млрд. тг. или 10% от ВВП.
Для
сравнения в 1998 году – 11,3% от ВВП.
Заключение
Кредитная политика как неотъемлемая часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:
1.
Циклическая ассиметрия, то есть
если проводить политику
Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
2.
Изменение скорости обращения
денег. Так, с точки зрения
денежного обращения общие