История
развития страхования
РК
Новое время
выдвигает, как известно, новые идеи,
причем нередко прямо противоположные
только что господствовавшим. Если
менее 10-ти лет назад отказ от государственного
страхования считался недопустимым, то
в настоящее время, напротив, нередко ставится
под сомнение необходимость сохранения
в какой-либо форме государственного воздействия
на развитие страхования.
Начало возникновения
в Казахстане института страхования
совпадает со временем приобретения
независимости нашим государством.
Становление страхового рынка
происходит в условиях экономически
переходного периода. Такие макроэкономические
явления, как спад производства,
неплатежеспособность предприятий,
инфляция, безработица, банкротство
нерентабельных предприятий, прямо
повлияли на его состояние.
В начале 90-х годов зарождавшиеся
страховые компании не имели
опыта, солидных финансовых средств,
что в принципе оправдывает
те действия (порой скоропалительные),
которые привели к закономерному
краху большинства страховщиков,
и в то же время уход этих
страховых компаний породил волну
недоверия, неприятия страхования
как такового у большинства
населения Республики Казахстан.
Конечно, в то время неудачи
страховых компаний объяснялись
не столько малым опытом, сколько
финансовой неустойчивостью самого
государства (рублевая зона, собственные
деньги, обвальное падение курса
национальной валюты).
Развитие
государства, совершенствование
финансовой системы, привели к
тому, что на данный момент
у нас в республике практически
сформировался страховой рынок,
который продолжает развиваться
ускоренными темпами. В рамках
реализации Государственной программы
развития страхования в Республики
Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной
Указом Президента Республики
Казахстан от 27 ноября 2000 года №
491, проделана значительная работа
по созданию новой законодательной
базы и современной инфраструктуры
национального страхового рынка.
Сохраняется
тенденция к повышению уровня
финансовой устойчивости страховых
организаций, которые размещают
свои активы в наиболее ликвидные
финансовые инструменты.
Таблица 1
Количество
страховых
организаций
(на
конец года) |
годы |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего |
53 |
58 |
71 |
70 |
42 |
38 |
34 |
С
иностранным
участием |
|
|
9 |
7 |
4 |
5 |
4 |
|
Динамика основных
показателей страхового рынка и деятельность
всех страховых организаций за последние
5-ть лет приведены в Таблице2.
Таблица2
Показатели |
годы |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Совокупный
размер собственного
капитала |
1 685,3 |
2 469,3 |
4 617,0 |
5 325,7 |
5 758,3 |
Страховые
резервы |
3 126,7 |
3 859,9 |
2 280,8 |
7 934,7 |
9 926,5 |
Активы |
5 330,3 |
7 296,7 |
8 347,2 |
14 820,5 |
19 324,3 |
Страховые
премии |
4 138,8 |
5 862,0 |
8 155,3 |
13 413,0 |
15 987,2 |
I.
Страхование жизни |
30,9 |
36,8 |
1,5 |
77,4 |
131,9 |
II.Общее
страхование |
4 107,9 |
5 825,2 |
8 153,8 |
13 335,6 |
15 855,3 |
1.
Обязательное страхование |
1 542,9 |
1 340,8 |
1 124,9 |
1 175,8 |
1 190,5 |
2.
Добровольное личное страхование |
712,4 |
902,4 |
1 106,8 |
1 737,3 |
1 323,5 |
3.
Добровольное имущественное страхование |
1 852,6 |
3 582,0 |
5 922,1 |
10 422,5 |
13 341,3 |
Страховые
выплаты |
1 203,8 |
993,7 |
1 120,5 |
2 229,5 |
1 506,5 |
I.
Страхование жизни |
16,8 |
4,2 |
5,2 |
0 |
16,6 |
II.Общее
страхование |
1 187,0 |
989,5 |
1 115,3 |
2 229,5 |
1 489,9 |
1.
Обязательное страхование |
486,7 |
524,8 |
495,7 |
607,8 |
527,8 |
2.
Добровольное личное страхование |
350,1 |
286,9 |
269,5 |
663,6 |
403,0 |
3.
Добровольное имущественное страхование |
350,2 |
177,8 |
350,1 |
958,1 |
559,1 |
Передано
по договорам перестрахования |
1 114,0 |
2 738,2 |
5 881,6 |
8 651,1 |
11 646,2 |
|
Особенности
формирования современного рыночного
сектора, и в частности темпы
приватизации и разгосударствления,
отразились на структуре спроса
на страховые услуги. Страховые
организации предлагают потребителям
широкий спектр услуг. Однако
при этом устойчиво снижается
доля страхования интересов населения,
в котором приоритетную роль
всегда играло долгосрочное страхование
жизни и пенсионное. Перспективы
повышения спроса на указанные
виды страхования следует связывать
только со стабилизацией экономической
ситуации в республике, подъемом
производства и ростом благосостояния
населения. Для возрождения этого
сегмента страхового рынка необходим
новый подход к формированию
механизмов страхования жизни
с учетом инфляционных процессов
и возможностей инвестирования
средств. Если говорить об объеме
страхования физических лиц, то
можно отметить, что готовность
страховаться среди жителей города
Алматы невысока. Только 31% населения города
в настоящее время имеют страховой полис,
при этом 29% застрахованных не помнят наименование
страховой компании, услугами которой
они воспользовались.
В 2002 году
закончился срок исполнения государственной
программы развития страхования.
Несмотря на устойчивую тенденцию
роста основных показателей страхового
рынка, пока еще нельзя говорить
о кардинальных изменениях в
этом секторе финансовых услуг.
Несмотря
на высокие темпы роста, часть
задач, предусмотренных программой,
остались невыполненными. Страховой
рынок в стране по-прежнему
не играет значительной роли
в экономике и жизни населения,
перечень услуг у многих страховых
организаций остается ограниченным.
Возможности страховых организаций
не отвечают растущим потребностям
экономики и рынка финансовых
услуг, в сфере перестрахования
страховая индустрия до сих
пор ориентирована в основном
на иностранные рынки.
В соответствии
с программой предполагалось, что
к концу 2002 года в сфере страхования
жизни будут действовать 5 –
10 страховых организаций, в сфере
по общим видам страхования
15 – 20 страховых организаций,
а так же будут созданы 2
– 3 специализированные перестраховочные
организации. Необходимость обеспечения
большей устойчивости и повышения
требований со стороны Национального
банка РК к размеру собственного
капитала страховой организации
привело к значительному сокращению
их числа за счет более мелких
и слабых фирм. Количество фирм
сократилось, однако увеличить
число организаций, занимающихся
страхованием жизни, и создать
перестраховочные компании, не удалось.
Страхование
жизни, в последние годы, является
бесспорным лидером в мире
по объемам собираемой премии
и темпам роста. Например, в
России, которую нельзя отнести
к разряду стран с высоким
уровнем развития рынка страховых
услуг, на страхование жизни
приходится порядка двух третей
от общего объема страховых
услуг. У нас на этот вид
услуг по итогам 2002 года приходится
0,8 % от общей суммы страховых
платежей. Судя по тому, что этим
видом страхования занимается
только одна страховая компания,
добиться заметного прогресса,
похоже, не удается. Это можно,
с большой доле достоверности,
отнести и к рынку развития
услуг по перестрахованию, основной
объем которых передается зарубежным
компаниям.
Предполагалось,
что к концу 2002 года общая
капитализация страховых и перестраховочных
организаций может возрасти с
2,3 до 5 – 7 млрд. тенге; объем собираемых
страховых премий за год, по
отношению к ВВП, ориентировочно увеличится
с 0,3 % до 0,8 – 1,2 %, в том числе по страхованию
жизни с 0,002 до 0,5 – 0,5 %. Как видно из приведенных
выше данных, собственный капитал страховых
компаний уже превысил ожидаемые параметры.
Доля страховых премий к ВВП по итога 2001
года составила 0,4 %, а по итогам 2002 года
возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась
к нижнему интервалу прогнозного показателя.
Таким образом,
3- летняя программа развития страхования
оказалась реализованной не в
полной мере. Не в полном объеме
были выполнены не только намеченные
целевые ориентиры, но и ряд
приоритетных задач, решение которых
должно было способствовать более
динамичному развитию рынка. Страховая
система не стала дополнительной
основой для повышения социальной
защиты населения. Возможности
страховых организаций хотя и
выросли, но уровень их капитализации
остается недостаточным, а возможности
ограниченными. Отечественным компаниям
пока недоступны крупные проекты
в страховании, скажем депозитов
банков или пенсионных активов,
направленных на повышение уровня
их сохранности. Не стали страховые
организации и заметным институциальными
инвесторами.
Рост экономики
наряду с действиями уполномоченного
органа способствовали развитию
страхового рынка в стране. В
последние годы Национальным
банком проделана определенная
работа по решению накопившихся
проблем страхового рынка. В
частности, в области совершенствования
и развития законодательной и
нормативно-правовой базы, решения
проблем повышения устойчивости
рынка и защиты страхователей.
Повышения требования к страховщикам
позволило сократить количество
мелких фирм, увеличить капитализацию
действующих компаний, их устойчивость.
Основной
из причин, препятствующих ускоренному
развитию рынка, является недостаточная
развитость обязательных видов
страхования. В августе 2003 года
создана Межведомственная комиссия
по вопросам введения обязательных
видов страхования, которой предстоит
решить накопившиеся проблемы
в этой сфере. На рассмотрение
парламента в августе направлен
проект закона об обязательном
страховании гражданско-правовой
ответственности владельцев транспортных
средств - перевозчиков перед
пассажирами. Еще несколько проектов
законов по обязательному страхованию
представлены в парламент в IV квартала,
а остальные предполагается передать
в следующем году. Принятие новых законов
позволит активизировать рынок. Однако
в силу известных причин рассмотрение
законов может растянуться на достаточно
длительное время.
К числу
причин неудовлетворительного состояния
дел на рынке страховых услуг
относят также низкую платежеспособность
хозяйствующих субъектов и населения.
Вероятно, эта причина является
одной из главных. Проблема
низкой активности населения
в страховании, связана с крайне
низким уровнем доходов большей
части населения, что заставляет
их расходовать деньги в первую
очередь на питание, одежду
и коммунальные услуги. Естественно,
что услуги страховщиков при
этом не являются приоритетными.
Недостаточный
уровень страховой культуры и
недоверие населения к институту
страхования жизни также считается
одной из проблем рынка. И
для этого есть все основания.
Информация о деятельности страховых
организаций продолжает оставаться
крайне ограниченной и недостаточной.
Потенциальные клиенты в условиях
отсутствия рейтинговых компаний
практически не имеют возможности
получить своевременную информацию
о страховых организациях. Закрытость
рынка не способствует повышению
доверия и заинтересованности
населения в страховании.
Указанные
причины наряду с ограниченными
возможностями страховщиков и
необходимостью совершенствования
законодательной и нормативной
базы препятствуют более динамичному
развитию рынка. Сохраняются вопросы,
связанные с налогообложением
страховщиков и страхователей.
Актуальным остается заключение,
данное в программе на 2000-2002 годы,
что страховой рынок в Казахстане
«практически находится на начальном
этапе своего развития». Функциональные
возможности отечественной страховой
индустрии пока еще не сопоставимы
с соответствующими показателями
развитых стран.