Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:28, курсовая работа
Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения.
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности………..8
1.1. Страхование как экономическая категория, понятие и сущность её………9
1.2. Отрасли страхования…………………………………………………………..18
1.3. Правовая база и регулирование страховой деятельности в России………..24
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях……27
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ………………………...28
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России…………………………………………………………………...33
Глава 3. Основные направления развития страхования…………………………39
3.1. Характеристика основных проблем страхования……………………………39
3.2. Перспективы развития страхового рынка в РФ……………………………...42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложение 1.………………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………….53
Приложение 3……………………………………………………………………….54
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный инженерно-
по дисциплине «Финансы»
на тему
«Страхование как финансовая защита»
Выполнила: Степанова В,С,
Студентка группы: 31-06
Подпись _________
Преподаватель: Кириллова Н.В.
Должность: к.э.н., доцент
Дата __________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности………..8
1.1. Страхование как экономическая категория,
понятие и сущность её………9
1.2. Отрасли страхования……………………………
1.3. Правовая база и регулирование страховой деятельности в России………..24
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях……27
2.1. Анализ современного
состояния страхования в РФ…………
2.2. Мировая практика
регулирования страховой
уроки для России………………………………………………………………
Глава 3. Основные направления развития страхования…………………………39
3.1. Характеристика основных
проблем страхования……………………………
3.2. Перспективы развития
страхового рынка в РФ………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1.………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………….
Приложение 3……………………………………………………………………….
Введение
Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения. Одна из основных задач современного периода проведения экономических реформ состоит в формировании отечественного страхового рынка, способного обеспечить непрерывность общественного воспроизводства, зависящую от негативных последствий, стихийных бедствий, природных и промышленных катастроф, аварий и других непредвиденных событий, а также гарантировать социальную защиту населения в условиях снижения уровня государственного социального обеспечения и социального страхования, кардинального реформирования финансовой системы государства и демографических изменений в обществе. Еще большую остроту вопросу формирования российского страхового рынка придает тот факт, что его построение, включая создание финансовых основ страхования, государственного надзора, в том числе, регулирование участия иностранных страховщиков в предоставлении страховых услуг российским потребителям, законодательных основ регулирования страховых отношений, происходит в условиях глобализации мирового страхового рынка, охватывающей все без исключения национальные системы страхования.
Рыночные преобразования базовых экономических отношений в обществе, связанные с появлением частной собственности, обособленных негосударственных субъектов хозяйствования, разрешением частного предпринимательства, стали причиной появления принципиально новых имущественных интересов, расширения объективного платежеспособного спроса на страхование и формирования коммерческого страхового рынка, основанного на принципах предпринимательской инициативы и государственного надзора за деятельностью частных страховщиков в целях защиты интересов страхователей. Это объективно порождает необходимость исследования принципов деятельности страхового рынка, форм и методов государственного надзора в области страхования, обоснования государственной политики в области страхования в переходный период экономических реформ, разработки новых видов страхования одновременно с активным формированием страхового законодательства.
Появление в последнее время огромного числа частных страховых организаций (около 1350), зарегистрированных в стране; разработка и принятие специальных законов и законодательных актов, направленных на регулирование отношений в области страхования; рост показателей сбора страховой премии, достигшей 110,784 млрд. руб. в 2005 г., подтверждают, что национальная система страхования в результате важнейших преобразований системного характера в течение последних 10 лет претерпела как количественные, так и качественные изменения, и это позволяет сделать вывод о наличии национального страхового рынка как самостоятельного сегмента экономики страны. Вместе с тем эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком национальному потребителю: предпринимателю и гражданину, – крайне невелика. Доля страховой премии в общем объеме ВВП в течение последних нескольких лет не превышает 2,2%. Средний размер страховой премии на душу населения составляет 31 доллар США, что существенно ниже среднестатистических показателей развития мирового страхового рынка (в странах ЕС соответственно 8,53% и 1341 экю). По имеющимся оценкам лишь около 10% промышленных объектов в стране застрахованы, потребители страховых услуг по-прежнему в качестве одной из причин отказа от страхования называют «недоверие к страховым организациям», так же как и к большинству финансовых институтов в стране. Доля российского страхового рынка в совокупной страховой премии мирового страхового рынка (в 2008 г. более 2,2 трлн. долл.) составляет менее 1%.
Россия все в большей степени включается в мировое разделение труда, мировой финансовый рынок, систему международной торговли товарами и услугами, решая задачи вступления во Всемирную торговую организацию, усиления своей роли как равноправного экономического партнера в системе международной производственной, финансовой, технологической интеграции. В значительной мере эти процессы затрагивают национальный страховой рынок и оказывают принципиально важное влияние на процессы его формирования и определения государственной политики в области страхования.
Ограниченность изучения международного опыта государственного регулирования страхового рынка, отсутствие формирования всеобъемлющего и эффективного страхового законодательства, а также непонимание на государственном и потребительском уровне сущности страхования, форм и методов организации страховой защиты, привело к отсутствию последовательного и взвешенного подхода к проведению рыночных преобразований в системе национального страхования.
Это приводит к необходимости в системном и всестороннем исследовании закономерностей развития мирового страхового рынка, изучении процессов глобализации международной системы страхования в целях глубокого понимания принципов коммерческого страхования, создания экономических и правовых условий для эффективного развития национального страхового рынка, выработки сбалансированного подхода, позволяющего сочетать национальные интересы и реальности современного периода развития мирового страхового рынка.
Интенсивная глобализация мирового страхового рынка, имеющая различные формы своего проявления, настоятельно требует от национальных страховых рынков адаптации к новому режиму международной торговли страховыми услугами, который определяется процессами либерализации страхового надзора и дерегулирования страховых рынков, и одновременно по-новому ставит задачу эффективного взаимодействия в рамках мирового страхового рынка. Анализ причин, форм и тенденций глобализации мирового страхового хозяйства позволяет оптимально формулировать направления и экономические стимулы для развития национального страхового рынка, что должно являться одним из направлений экономических реформ в стране, а также фактором сбалансированной интеграции России в мировое страховое хозяйство.
Основная цель работы – проанализировать состояние российского страхового рынка на современном этапе развития. Выявить основные тенденции его развития. Определить степень участия российского страхового рынка в международной системе страховых услуг.
Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности.
Рассматриваемые
организационно-правовые формы социального
страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности.
Наиболее существенные отличия от централизованно
организованной и осуществляемой государством
формы социального страхования имеют
децентрализованная форма обязательного
страхования жизни и здоровья различных
категорий граждан и добровольное личное
страхование.
Во-первых,
централизованной обязательного социального
страхования охватывается все население
(в частности, по ОМС) или очень большие
массы населения (все работающие граждане
при страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний,
пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной
формы подлежит обязательному социальному
страхованию жизнь и здоровье значительных
по численности категорий лиц в основном
опасных профессий (военнослужащих, работников
правоохранительных органов, судей и др.),
а также пассажиров на междугородных перевозках
всеми видами транспорта. Добровольное
же личное страхование обеспечивает социальную
защиту значительно меньшему количеству
граждан.
Во-вторых, при обязательных видах социального
страхования страхователи, категории
подлежащих страхованию граждан, социальные
риски (страховые случаи), страховые суммы,
условия и сроки социально-страховой защиты,
страховые тарифы и размеры социально-страхового
обеспечения (страховых выплат) устанавливаются
законом.
Напротив, добровольное личное социальное
страхование осуществляется в соответствии
с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами
страхования (не противоречащими законодательству)
и заключаемыми со страхователями договорами
личного страхования на основе свободного
волеизъявления сторон согласования ими
существенных условий договора. Кроме
того, при централизованной форме обязательного
социального страхования государством
учреждаются специальные организации-страховщики
(ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются
им, а денежные социально-страховые фонды
находятся в федеральной собственности.
Страховые фонды при добровольных видах
личного социального страхования формируются
страховщиками за счет уплачиваемых страхователями
страховых премий (взносов) и являются
их собственностью (при законодательном
запрещении нецелевого использования
страховой нетто-премии в соответствии
с правовыми нормами. Страховые тарифы
при этом разрабатываются и утверждаются
страховщиками и контролируются Федеральной
службой страхового надзора. Страховые
выплаты по договорам добровольного личного
страхования производятся в соответствии
с правилами (договорами) страхования
в установленных ими размерах для определенных
страховых случаев (и объектов страхования),
общая сумма которых ограничивается страховой
суммой, устанавливаемой при заключении
договора страхования по усмотрению и
соглашению сторон.
В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительного периода (например, пока гражданин занят на государственной или военной службе — при обязательном страховании их жизни и здоровья).
1.1. Страхование как экономическая категория, понятие и сущность её.
Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку, как, например, стихийные бедствия. В подобной ситуации невозможно взыскивать убытки с кого-либо и заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.