Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе раскрыты основные принципы бюджетного устройства федеральных и унитарных государств, которые в той или иной степени раскрывают особенности сходства и различия центрального правительства уровня власти в стране, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и сущность бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах…………………………………………………………….5
Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………………….8
Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.docx

— 53.47 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие и сущность бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах…………………………………………………………….5
  2. Принципы бюджетного устройства в федеративных  и унитарных государствах………………………………………………………………………….8
  3. Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии…………………………………………………………………11

     Заключение……………………………………………………………………16

     Список  использованной литературы……………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества.

     Принцип государственного устройства определяет распределение прав и 

обязанностей  между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений  государства, требует четкого правового  регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию  субъектов бюджетного права, обеспечив  правовыми средствами баланс их финансовых интересов.

     Углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.

     В данной работе раскрыты основные принципы бюджетного устройства федеральных  и унитарных государств, которые  в той или иной степени раскрывают особенности сходства и различия центрального правительства уровня власти в стране, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.

     Основой бюджетного устройства Российской Федерации  является бюджетный федерализм, реализуемый  посредством единой бюджетно-налоговой  политики государства. Однако вплоть до настоящего времени все практические действия государства, направленные на разрешение сложных проблем становления и развития России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов Российской Федерации, дали недостаточные результаты. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью принципов организации межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти; с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие эффективных способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны. В унитарных государствах, в том числе в соответствии с конституционным устройством окончательное решение принимает центральное правительство или его представители на различных уровнях бюджетной системы. (13, С. 8-15)

     Тем не менее, ни унитарные, ни федеративные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом в вопросе разграничения компетенции между уровнями власти. Нельзя также утверждать, что унитарное или федеративное устройство обеспечивают лучшее или худшее государственное регулирование развития своих территорий. Государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но оно самым прямым образом формирует модель этого регулирования, его схему, механизмы и процедуры.

     Однако  необходимо совершенствовать бюджетное  устройство, поскольку оно способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, так и межбюджетным отношениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 

     
  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В ФЕДЕРАТИВНЫХ И УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

     Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяет взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы страны на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в неё, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

     Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

     Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По форме государственного устройства страны подразделяются на  две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).

     Простое или унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. То есть в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).  Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

     Сложные или федеративные – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств являются федерация, конфедерация, империя, т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются  в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.  Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

     Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и сыграл исторически прогрессивную  роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как  наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

     Можно выделить следующие особенности унитарного государства:

     1) Структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные государства. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). В ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

     2) Существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

     В отличие от унитарного государства  федерация характеризуется следующими чертами:

     1) Она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.

     2) Предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации – лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных  федерациях – нет (Россия).

     3) Субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

     4)  Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

     5) Федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны. (7)

     За  бюджетами различных уровней  закрепились и свои источники  доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги – подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США), таможенные пошлины, средства от государственных займов, доходы от использования объектов государственной  собственности. (6)

     Доходы  местных бюджетов формируются, как  правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также  за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно  складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных  административных сборов и выдачи местных  налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального  уровня в различных странах преобладают  те или  иные виды налогов – косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).

     Определились  взаимоотношения различных уровней  бюджетной системы. Модели их также  разнообразны. Традиционно вышестоящие  бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих  уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий и субвенций (США); субсидий и дотаций (Франция). Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и  целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под  рыночный процент и  в строго лимитированных размерах. В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов  строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.п.). (10)

Информация о работе Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Италии