Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:13, курсовая работа
Целью работы является раскрытие проблемы защиты от кредитного риска и пути их решения в коммерческих банках, перспективные направления улучшения системы обеспечения возвратности банковских кредитов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие возвратности кредита;
•рассмотреть сущность обеспечения возврата кредита;
•выделить способы обеспечения возвратности кредитов;
•проанализировать динамику выданных и невозвращенных кредитов;
•проанализировать возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России;
•определить причины и последствия невозврата кредита;
•выявить пути повышения эффективности возврата кредита.
Введение………………………………………………………………………….
1 Основные понятия и формы обеспечения возвратности кредита………..
1.1 Понятие возвратности кредита………………….....……..……………...
1.2 Способы обеспечения возвратности кредитов………………………...
2 Анализ динамики возвратности кредита.…………………………………….
2.1 Обзор динамики выданных и невозвращенных кредитов ……..……….
2.2 Возвратность кредитов в условиях финансового кризиса в России….
3 Проблема обеспечения возврата кредита и пути выхода…………………
3.1 Причины и последствия невозврата кредита…………………………..
3.2 Пути повышения эффективности возврата кредита…………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….…………
По оценке Банка России, доля проблемных розничных кредитов российских банков за 2009 г. выросла в два раза, превысив 10%. Банки увеличили резервы на покрытие потерь более чем на 50%. По заявлению первого заместителя Председателя Банка России А.В. Улюкаева, к концу 2009 г. уровень просроченной задолженности банков не должен выйти за рамки 10-12% общей ссудной задолженности по кредитам банков. Однако среди аналитиков банковского сектора сложился определенный консенсус в отношении оценки Величины просроченной задолженности в портфелях действующих коммерческих банков. А именно: в перспективе второго полугодия 2009 - начала 2010 гг. объем просроченной задолженности оценивается в 15-20% всего кредитного портфеля банков. Следует отметить, что зачастую (в соответствии с принятой методологией) банками не учитывается величина проблемных кредитов, которые по сути, но еще не по букве договора являются «просроченными» и превышают официальный показатель как минимум в два раза, а в некоторых банках - и более.
В жестких реалиях нынешней ситуации на кредитном рынке российским банкам необходимы новые стратегии эффективного управления кредитным портфелем, подразумевающее не только квалифицированное и устойчиво сбалансированное его формирование по критерию «риск – доходность», но максимально полный и современный возврат кредитов, в частности и проблемных.
Таким образом, причины невозвратов могут быть совершенно разные. Одной из основных может являться то, что заемщики не информируются банком о методике начисления процентов и стоимости дополнительных услуг, которые могут включаться в кредитный договор, например, плата за ведение счета. При оформлении кредита банки своим клиентам не могут сказать фиксированную сумму ежемесячных выплат, не предупреждают о комиссии и часто очень важную информацию в договоре печатают мелким шрифтом, в следствии чего говоря об одних процентах, получаются совершенно другие. Не исключаются также такие факторы, как финансовые проблемы заемщика, которые могут привести к банкротству, не постоянная заработная плата или потеря работы физическим лицом, безответственность, нечестность, авантюризм и мошенничество среди ссудозаемщиков, различные чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства.
3.2 Пути повышения эффективности возврата кредита
В рамках
антикризисной стратегии
Рассматриваемые меры различаются в зависимости от инициатора:
- предпринимаемые банком;
- предпринимаемые заемщиком;
- предпринимаемые третьими лицами, в том числе государством.
Меры,
принимаемые банком, могут быть
превентивными (на этапе
Меры, осуществляемые кредитной организацией в отношении действующих кредитов, могут быть следующими:
- проанализировав каждую отдельную сделку, выявить проблемные сделки;
- по предварительно
проблемным сделкам
- сопоставить внешние и внутренние факторы, влияющие на обслуживание заемщиком этой сделки;
- определить рекомендованную к назначению степень проблемности сделки;
- сопоставить состояние сделки со сценариями поведения заемщика; «предугадать» наиболее вероятное поведение заемщика;
- на основе
наиболее вероятного поведения
заемщика и степени
- выявить
влияние данной сделки на
- прогнозировать совокупное влияние проблемных кредитов на показатели кредитного портфеля;
- обработать
(рассчитать) данные кредитного портфеля
банка (объем, пропорции,
Создание подобного
Признания многих кредитов проблемными
возможно было бы избежать, если бы заемщики
предпринимали следующие
В качестве мер, которые могут предпринять отличные от кредиторов и заемщиков лица (третьи лица, в т.ч. и государство), непосредственно влияющие на качество взаимоотношений и финансовое состояние и тех и других, можно обозначить следующие:
Вышеназванные мероприятия позволяют исключить потенциально неблагонадежных заемщиков, облегчить возврат уже выданных кредитов, увеличить доверие к банковской государственной системе в целом, в том числе за счет возрастания роли государства в этом процессе, дать шанс должнику на восстановление своего «доброго имени».
Заключение
Таким образом, проблемы, с которыми сталкиваются коммерческие банки в процессе управления возвратностью кредита, связаны, как с законодательными, так и с экономическими факторами. В нормативно-правовой базе до сих пор отсутствуют единые рекомендации по оценке и ликвидности обеспечения кредита, существуют определенные противоречия и сложности при оформлении залога недвижимого имущества, не разработана законодательная база по регулированию операций с кредитными деривативами. По-прежнему отсутствует единообразная система кредитоспособности потенциальных заемщиков.
Очевидно, что процесс управления проблемной задолженностью зависит от множества различных факторов, как внешних, так и внутренних, выявление и соответствующая реализация которых необходима для минимизации объема проблемной задолженности, а также профилактики ее появления. Основополагающим фактором, обуславливающим повышение уровня возвратности кредитов, является добрая воля, причем важно, что данный фактор может и должен быть свойственен не только заемщику, но также и другим участникам кредитных взаимоотношений.
В случае возникновения у предприятия-
Зачастую
частые звонки, посещения и письма
все-таки оказывают благополучное
воздействие на должников, и
те погашают свои долги. Но
случаются ситуации, когда заемщик
действительно находится в
Основные
пути совершенствования кредитного
процесса в целях повышения
Не менее важен учет фактора обеспечения кредита на всех стадиях управления кредитным риском, в том числе:
− детальный анализ и выбор формы
обеспечения кредита для
− постоянный мониторинг состояния обеспечения кредита;
− создание единой информационной базы для оценки и реализации предметов залога, в том числе с использованием интернет - технологий.
− проведение анализа кредитного
портфеля, с использованием методов
статистического анализа в
В заключении необходимо отметить, что управление эффективностью кредита должно одновременно осуществляться как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Создание определенных макроэкономических условий для повышения возвратности кредита, и, следовательно, повышения его эффективности, создает благоприятные предпосылки для снижения кредитного риска отдельного коммерческого банка. В то же время взвешенная кредитная политика каждого коммерческого банка, направленная на снижение уровня кредитного риска, повышает эффективность функционирования кредита и кредитной системы в целом. Итак, повышение возвратности кредита остается очень важной и актуальной задачей, решение которой позволить расширить границы кредита и, следовательно, усилить роль кредита в развитии экономики.
Список использованных источников
Информация о работе Способы обеспечения возвратности кредита