Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Введение…………………………….…………………………………………………….3
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства…………………………………………………………………..…………..….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….…..22
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение 1……………………………………………………….…………………...34
Приложение 2………………………………………………
Содержание
Введение…………………………….…………………………
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства………………………………………………………
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….….
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Приложение 1……………………………………………………….…………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………………………
Приложение 4……………………………………………………………………………
Приложение 5……………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………………
Приложение 7……………………………………………………………………………
Приложение 8……………………………………………………………………………
Приложение 9……………………………………………………………………………
Введение
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция — это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход.
В настоящее время проблема оценки эффективности бюджетных расходов на аграрный сектор в России является весьма актуальной. Это связано с необходимостью оценки реальных результатов проводимой государством политики для сектора. Очевидно, что в условиях недостатка бюджетных средств перед государством стоит задача наиболее эффективного их использования во всех областях, в том числе, выработки наиболее эффективной аграрной политики. Именно для этого служат показатели количественной оценки государственной поддержки. Методы расчетов показателей количественной оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства разрабатывались для экономики развитых стран, поэтому в переходной экономике, такой как российская, требуется корректировка расчетов таких показателей и их интерпретации. Инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство, является ключевым в развитии экономики нашей страны.
Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Оренбургской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Основными задачами, поставленными для достижения цели данной курсовой работы, являются:
1. изучить место и роль инвестиции в сельском хозяйстве, виды государственной поддержки сельского хозяйства;
2. проанализировать нормативно-правовую базу государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области;
3. изучить программы по развитию сельского хозяйства;
4. оценить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на развитие сельского хозяйства Оренбургской области;
5. оценить эффективность реализации областных целевых программ Оренбургской области;
6. разработать меры по улучшению системы государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области.
Предметом проводимого исследования являются основные формы и методы государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство на территории Оренбургской области.
Объектом исследования выступает система государственной поддержки инвестиционной деятельности, на примере сельскохозяйственной отрасли, проводимая на территории Оренбургской области.
Временной интервал исследования: 2007 - 2010 г.
Данная проблема широко освещена в литературе такими авторами как Хубаев Т.А., Бигдай О. Б., Давлетбаева Л. Р. и другими.
Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати.
При анализе деятельности и функционирования фирмы использовались различные методы анализа, моделирования, обобщения для оценки реального состояния и положения дел на предприятии: сравнительный, системный анализ, метод анализа документов, группировки.
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в Российской Федерации
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства
Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно-производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.
Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала - всего 0,5%. Оставляет желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов: удельный вес прямых и портфельных капиталовложений в производственную сферу весьма скромен при высоком уровне вложений в приобретение государственных ценных бумаг, финансово-банковский сектор. Явно неудовлетворительна региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние 20% - на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.
Главной причиной такой ситуации является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом.[21]
В условиях глубокого кризиса, переживаемого агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
Особый интерес вызывают система организации и стимулирования производства, механизм экономической ответственности которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.
Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.
Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую «сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.[14]
Это направление государственной структурной политики может быть реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный и местный бюджет. Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций, в том числе иностранных. Эти инвестиции необходимо поддерживать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названных отраслей.
В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально-интегрированных промышленных конгломератов во главе с банками при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.
Однако сложившиеся формы организации финансово-промышленных групп не всегда соответствуют реализации этой стратегии, прежде всего из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа представителей отечественного и иностранного капитала. Чтобы финансово-промышленные группы могли стать локомотивом инвестиционного процесса, необходимо: во-первых правовое обеспечение гарантий выполнения инвестиционных обязательств, принимаемых банками и иными инвесторами при покупке акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах и при любых других формах приобретения акций в собственность. Во-вторых, нужна четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в состав финансово-промышленных групп, в зависимости от направлений их использования.
Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны.
В условиях настоящего экономического периода государственное регулирование должно способствовать адаптации различных сельскохозяйственных предприятий и организаций к работе в рыночной экономике, преодолению убыточности сельского хозяйства, созданию условий для простого и в последующем расширенного воспроизводства, структурной перестройке и повышению эффективности сельского хозяйства. При регулировании сельскохозяйственного производства применяются различные формы: прямая бюджетная поддержка в виде дотаций и компенсаций; безвозвратные капитальные вложения; возвратные капитальные вложения; краткосрочное кредитование из специального фонда; долгосрочные кредиты, товарный краткосрочный и долгосрочный кредит; поддержка территорий с экстремальными условиями и неблагоприятной структурой производства.
Система поддержки должна быть гибкой, учитывать изменения экономической ситуации, способствовать формированию единого рыночного пространства, сосредоточению производства в районах с благоприятными условиями и низкими издержками.