Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:05, контрольная работа
В настоящее время государственная бюджетная система России включает в себя:
- республиканский (федеральный) бюджет РФ;
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
- внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).
Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран
3. Характеристика государственных внебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран
3. Характеристика
государственных внебюджетных
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.
Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовая
система России состоит из двух укрупненных
подсистем: государственных и
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.
В
настоящее время
-
республиканский (федеральный)
-
бюджеты национально-
-
бюджеты муниципальных
-
внебюджетные фонды (
Рассмотрим
более подробно систему внебюджетных
фондов РФ.
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных
фондов и их характеристика
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших "общественных благ", как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.
Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.
Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.
Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.
Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:
- выделяются из государственных или местных бюджетов;
- создаются по особому решению законодательного органа.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.
Источниками формирования внебюджетных фондов в основном являются:
- социальный налог;
-
налоги, установленные для
-
целевые отчисления в
- средства бюджета;
-
отчисления от прибыли
- займы, полученные фондом у Банка России или коммерческих банков;
-
прибыль от коммерческой
- добровольные взносы граждан и организаций и т.д.
Налоговый
кодекс РФ рассматривает в качестве
основного источника
Плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
- организации;
-
индивидуальные
- фермерские хозяйства;
- физические лица.
Не платят социальный налог организации и индивидуальные предприниматели переведенные актами законодательной власти субъектов РФ на систему вмененного дохода.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям.
В
целях усиления контроля за использованием
государственных финансовых ресурсов
была произведена консолидация государственных
внебюджетных фондов в федеральном бюджете
Российской Федерации. Это касалось тех
фондов, доходы которых формировались
за счет обязательных платежей предприятий
и организаций. Целевая направленность
консолидированных фондов сохранилась.
Консолидация не распространяется на
государственные целевые внебюджетные
фонды социального назначения: пенсионный
фонд РФ, фонд социального страхования
РФ, фонд обязательного медицинского страхования.
2. Специальные фонды в финансовых системах
зарубежных стран
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.
Таким образом, специальные правительственные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
-
обеспечивать природоохранные
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;
- предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
В основу классификации специальных фондов могут быть положены различные признаки (см. таблицу 1).
Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Следовательно,
источники формирования спецфондов
имеют как относительно постоянный,
так и временный характер. Они
могут быть разными на территории
государства, различаясь по административно-
Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.
Направление
расходования средств, поступающих
во внебюджетные фонды, обусловливается
назначением фондов, конкретными
экономическими условиями и содержанием
разработанных и реализуемых программ.
Часть средств направляется на учредительскую
деятельность, а также вкладывается в
ценные бумаги. Специальные фонды могут
выступать инвесторами и участниками
финансового рынка в связи с тем, что, во-первых,
нередко использование денежных средств
не совпадает со временем их образования,
а, во-вторых, доходы от инвестиций являются
дополнительными источниками финансирования
затрат соответствующего фонда.
Таблица 1. Специальные правительственные фонды зарубежных стран.1
Виды фондов | Наименование фондов |
По сроку действия | |
Временные | Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.) |
Постоянные | Дорожные фонды в различных странах |
По принадлежности | |
Государственные | Инвестиционные, валютные фонды и т.д. |
Местные | Заемные фонды |
Межгосударственные | МВФ, МБРР, различные фонды ЕС |
По цели использования | |
Экономические | Фонд реконструктивной
финансовой корпорации. Фонд перестройки
и развития экономики (США); Западногерманский
фонд выравнивания бремени войны;
Фонд экономического и социального развития (Франция); Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в Японии |
Научно-исследовательские | Национальный
научный фонд (ННФ) и Научный фонд
бюро стандартов (НФБС) в США;
Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания) |
Кредитные | Фонды Банка
Франции, Банка для внешней торговли,
депозитно-сохранной кассы (Франция);
Фонд
администрации фермерского Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония) |
Социальные | Фонд страхования
по старости, инвалидности и на случай
потери кормильца; фонд страхования государственных
служащих; фонд помощи нуждающимся (США);
Фонд
пенсионного страхования Фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония); Национальный институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования государственных служащих (Италия); Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция) |
Государственные
фонды
имущественного и личного страхования |
ДГЭК (Великобритания);
КОФАСЕ (Франция); Гермес Тройарбайте (ФРГ); Ассоциация страхования экспортных кредитов (США) |
Военно-политические
фонды |
Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США) |
Информация о работе Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран