Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время государственная бюджетная система России включает в себя:
- республиканский (федеральный) бюджет РФ;
- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
- внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).

Содержание

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран
3. Характеристика государственных внебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов  и их характеристика

2. Специальные  фонды в финансовых системах  зарубежных стран

3. Характеристика  государственных внебюджетных фондов

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Финансовая  система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются различные денежные фонды.

     Каждому звену финансовой системы присущи  свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

     Финансовая  система России состоит из двух укрупненных  подсистем: государственных и муниципальных  финансов (которая подразделяется на государственные бюджетные фонды  и фонды специального назначения) и финансов хозяйствующих субъектов (которая подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций).

     Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

     В настоящее время государственная  бюджетная система России включает в себя:

     - республиканский (федеральный) бюджет  РФ;

     - бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

     - бюджеты муниципальных образований  (местные бюджеты);

     - внебюджетные фонды (пенсионный  фонд, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).

     Рассмотрим  более подробно систему внебюджетных фондов РФ. 

 

      1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов и их характеристика 

     Внебюджетные  фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших "общественных благ", как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.

     Аккумуляция и использование этих средств  государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерно выделение  внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

     Внебюджетные  средства - это финансовые ресурсы  государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

     Внебюджетные  средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

     Необходимость создания внебюджетных фондов состоит  в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

     Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

     - выделяются из государственных  или местных бюджетов;

     - создаются по особому решению  законодательного органа.

     Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные  налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

     Источниками формирования внебюджетных фондов в  основном являются:

     - социальный налог;

     - налоги, установленные для соответствующего  фонда;

     - целевые отчисления в соответствующий  фонд;

     - средства бюджета;

     - отчисления от прибыли организаций;

     - займы, полученные фондом у Банка России или коммерческих банков;

     - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

     - добровольные взносы граждан  и организаций и т.д.

     Налоговый кодекс РФ рассматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

     - организации;

     - индивидуальные предприниматели;

     - фермерские хозяйства;

     - физические лица.

     Не  платят социальный налог организации  и индивидуальные предприниматели  переведенные актами законодательной  власти субъектов РФ на систему вмененного дохода.

     Для индивидуальных предпринимателей, применяющих  упрощенную систему, объектом обложения  является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

     В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям.

     В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонд обязательного медицинского страхования. 

 

      2. Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран 

     Наиболее  известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный  и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают  целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

     Таким образом, специальные правительственные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.

     В финансовой системе зарубежных стран  специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в  них средств значителен. Во Франции  спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

     - влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

     - обеспечивать природоохранные мероприятия,  финансируя их за счет специально  определенных источников и штрафов  за загрязнение окружающей среды;

     - оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;

     - предоставлять займы, в т.ч.  зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

     В основу классификации специальных  фондов могут быть положены различные признаки (см. таблицу 1).

     Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и  масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает  влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

     Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они  могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

     Главными  методами мобилизации средств при  образовании фондов выступают специальные  налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

     Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда. 

     Таблица 1. Специальные правительственные фонды зарубежных стран.1

Виды фондов Наименование фондов
По  сроку действия
Временные Фонд немедленной  помощи и фонд европейской программы  восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.)
Постоянные Дорожные фонды  в различных странах
По  принадлежности
Государственные Инвестиционные, валютные фонды и т.д.
Местные Заемные фонды
Межгосударственные МВФ, МБРР, различные  фонды ЕС
По  цели использования
Экономические Фонд реконструктивной финансовой корпорации. Фонд перестройки  и развития экономики (США); Западногерманский  фонд выравнивания бремени войны;

Фонд  экономического и социального развития (Франция);

Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в Японии

Научно-исследовательские Национальный  научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС) в США;

Фонд  национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания)

Кредитные Фонды Банка  Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы (Франция);

Фонд  администрации фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США);

Фонды финансовых корпораций и фонды специальных  банков, Японский банк развития, экспортно-импортный  банк (Япония)

Социальные Фонд страхования  по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся (США);

Фонд  пенсионного страхования рабочих  и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице (Германия);

Фонд  национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония);

Национальный  институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования

государственных служащих (Италия);

Фонд  страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция)

Государственные фонды

имущественного

и личного  страхования

ДГЭК (Великобритания);

КОФАСЕ (Франция);

Гермес  Тройарбайте (ФРГ);

Ассоциация  страхования экспортных кредитов (США)

Военно-политические

фонды

Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)

Информация о работе Специальные фонды в финансовых системах зарубежных стран