Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:05, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности коммерческого банка на примере Юго-Западного Банка ОАО Сбербанка. Предметом исследования является организация работы коммерческого банка, объектом исследования – Юго-Западный Банк Сбербанка России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 История возникновения и развития банков 7
1.2 Особенности развития банковского дела в России 13
1.3 Экономические и правовые основы организации банковской
деятельности 16
1.4. Особенности взаимоотношений банка с клиентами 24
2 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
(НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК) 29
2.1 История возникновения и развития ОАО СБЕРБАНК 29
2.2 Организация деятельности ОАО СБЕРБАНК 39
2.3 Экономическая характеристика ОАО СБЕРБАНК 50
2.4 Особенности взаимоотношений ОАО СБЕРБАНК с клиентами 57
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 60
3.1 Разработка мероприятий по улучшению работы ОАО СБЕРБАНК 60
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Создание и организация деятельности коммерческого банка (на примере Юго-Западного ОАО «Сбербанк»)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 История возникновения и развития банков
1.2 Особенности развития банковского дела в России 13
1.3 Экономические и правовые основы организации банковской
деятельности
1.4. Особенности взаимоотношений банка с клиентами
2 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
(НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК) 29
2.1 История возникновения и развития ОАО СБЕРБАНК
2.2 Организация деятельности ОАО СБЕРБАНК
2.3 Экономическая характеристика ОАО СБЕРБАНК
2.4 Особенности взаимоотношений ОАО СБЕРБАНК с клиентами 57
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 60
3.1 Разработка мероприятий по улучшению работы ОАО СБЕРБАНК 60
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций, необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк — это один из универсальных коммерческих банков. Он совершает для своих клиентов как традиционные для него операции, связанные с привлечением средств во вклады, кредитованием и предоставлением других видов услуг физическим лицам, так и полный перечень банковских операций. Такая обширная деятельность банков требует системного подхода к изучению банковского дела.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Сбербанк играет важную роль в оказании услуг населению. Банк постоянно расширяет перечень банковских продуктов, разрабатывает новые операции и услуги, отвечающие потребностям и нуждам клиентов. Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживанию частных лиц. На счетах банка сосредоточено около 80 % всех денежных средств, размещенных гражданами в банках страны.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности коммерческого банка на примере Юго-Западного Банка ОАО Сбербанка. Предметом исследования является организация работы коммерческого банка, объектом исследования – Юго-Западный Банк Сбербанка России.
Поставленная цель формирует задачи:
- Осветить теоретические основы функционирования коммерческого банка, раскрыть историю создания банковского дела.
- Рассмотреть организацию деятельности коммерческого банка (на примере Юго-Западного ОАО «Сбербанк»).
- Изучить историю возникновения и развития ОАО Сбербанк.
- Раскрыть основные экономические характеристики ОАО Сбербанк, обозначить основные банковские услуги и предлагаемые банком продукты.
- Определить особенности взаимоотношений ОАО Сбербанк с клиентами.
- Разработать рекомендации по улучшению работы ОАО Сбербанк.
- Обосновать предложенные мероприятия с экономической стороны.
Исследуемым периодом был выбран 2009, 2010 отчетный год, основными методами анализа явились сравнение основных экономических показателей банка в динамике и определение структуры данных экономических показателей.
В выпускной квалификационной работе разработаны мероприятия и предложения по оптимизации и улучшению работы ОАО Сбербанк, которые были предложены на рассмотрение руководителю Сочинского филиала ОАО Сбербанк и были признаны целесообразными и возможными для практического применения.
Для удобства восприятия изложенного материала выпускная квалификационная работа разбита на три главы, каждая глава имеет параграфы. В первой главе «История возникновения и теоретические основы функционирования коммерческого банка» раскрываются основные теоретические понятия банковской деятельности, история ее возникновения и развития, а так же особенности взаимоотношений банка с клиентами. Для написания данной главы мною были использованы следующие основные источники: Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки»; Жуков Е.Ф. «Деньги, кредит, банки»; Колесников В.И. Банковское дело: Учебник.
Во второй главе «Создание и организация деятельности банка (на примере Юго-Западного Банка ОАО Сбербанк) вышеизложенные теоретические основы нашли свое отражение на практике в Юго-Западном Банке ОАО Сбербанк. В данной главе рассмотрена история возникновения ОАО Сбербанк, дана краткая экономическая характеристика, проанализированы основные экономические показатели деятельности банка, а так же освещены предлагаемые банком услуги и банковские продукты, определены особенности взаимоотношений ОАО Сбербанк с клиентами. Для написания этой главы выпускной квалификационной работы мной были использованы следующие источники: Шеремет А. Д. «Финансовый анализ в коммерческом банке»; Батраков Л. Г. «Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов». Основная информация для расчетов была взята из Годового отчета Юго-Западного Банка Сбербанка России за 2009 - 2010 гг., а так же с официального интернет-сайта ОАО Сбербанк.
В третьей главе дипломной работы «Предложения по улучшению работы Юго-Западного Банка ОАО Сбербанк и оценка их эффективности» разработаны мероприятия по оптимизации и улучшению работы банка, произведены необходимые экономические расчеты, позволяющие определить экономический эффект от реализации предложенных рекомендаций.
Для наглядности и удобства рассмотрения изложенного материала в работе имеются таблицы, рисунки и диаграмма.
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 История возникновения и развития банков
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов. Возникновение первых признаков банковских институтов относят к античной эпохе, к деятельности менял. По сути, первые банкиры - менялы, они осуществляли торговлю деньгами - обмен монет.
Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в VIII в. до н. э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.
Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего вкладчика. По свидетельству историков, банки Древнего Вавилона предоставляли не только кредиты, но и покупали и продавали земельные участки, выполняли ряд других операций.
Наконец, есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Игиби - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.
Наряду с «частными банкирами» крупные денежные операции вели и храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет из расчета 10% годовых.
Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.
Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальных функций, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
Черты, свойственные современному банковскому бизнесу, деятельность менял приобретает в средневековой Италии в XIII-XV вв. В 1408 г. возникает первый публичный банк, представлявший собой объединение частный банкиров-кредиторов, - Касса Святого Георгия в Генуе.
Затем в Милане и Венеции создаются городские жиро-банки, специализирующиеся на безналичных расчетах путем перечисления денег со счета на счет. В крупнейших итальянских городах принимаются муниципальные банковские законы (конец XVI- начало XVII в.). Сам термин «банкир», заменивший прежнее название профессии (меняла), возник в Венеции от слова banco (стол менялы). Впервые легальное определение банка, осуществляющего расчеты между клиентами (banco di scritta), содержится в банковском законе Венеции 1318г.
С развитием международной торговли итальянские банкиры открывают отделения за рубежом и способствуют появлению банковских институтов в других европейских странах. К началу XVII в. архаичные системы банков и банковских контор начинают складываться в Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Германии.
До конца XVII в. банками обслуживался преимущественно торговый бизнес. Затем с возникновением и развитием ранне буржуазных экономических отношений перед банковским законодательством встают задачи обеспечения индустриализации буржуазного общества.
К XVII-XVIII вв. торговые города Италии утрачивают ведущую роль в европейской экономике. Финансовым (а значит, и банковским) центром Европы становятся Антверпен, затем Амстердам и с конца XVII в. - Лондон.
Всемирно признанной, классической является английская банковская система. Накопленный опыт ее функционирования использовался другими странами при формировании своих банковских систем многими десятилетиями позднее.
Наибольшее влияние на формирование национальной банковской системы индустриализация и рост мануфактур оказали в Великобритании. Актом парламента от 27 июля 1694г. утверждено образование объединением кредиторов государства первого акционерного банка страны - Банка Англии со штатом 19 человек.
Наряду с Банком Англии, функционировало более 800 частных банков. В это время в Англии наблюдалась высокая инфляция, связанная, в определенной степени с неограниченной эмиссией банкнот частными банками. Участились случаи банкротств. Стало очевидным, что государство должно контролировать деятельность частных банков. Вкладчики и держатели банкнот нуждались в защите от растущего числа крахов банков.
В обмен на займы королю Карлу II Банк Англии получает монопольное право на денежную эмиссию. В 1697г. ему была предоставлена монополия на ведение счетов короны и получение налоговых платежей.
Как показывает опыт Англии, выделение из общего числа банков одного на роль центрального банка возникает на той стадии рыночных отношений, когда становится очевидным, что без органа государственного общественного надзора за деятельностью банков и денежным обращением в экономике постоянно возникают негативные явления.
Опыт банковской системы Англии впоследствии нашел применение во всех странах, где сформировалась двухуровневая банковская система, на первом (верхнем) уровне которой находится государственный банк. Второй (нижний) уровень банковской системы в большинстве стран был представлен ком-мерческими банками.
Коммерческие банки - предприятия, функционирующие в соответствии с законами страны, на территории которой они находятся, или же с международными правилами и обычаями, когда их деятельность связана с операциями за рубежом. Банки учреждаются различными юридическими или физическими лицами. Им предоставляется право привлекать деньги из различных источников и передавать их для использования на условиях платности и возвратности другим юридическим или физическим лицам.
Банковские системы европейских государств складываются в современном виде, начиная со второй половины XIX в. Во главе каждой из систем эмиссионный (как правило, государственный) банк, группы коммерческих (частных) банков конкурируют между собой за вклады клиентов и выдают кредиты. Но если в Великобритании все дела одного клиента должны быть сконцентрированы в одном банке, то в банковском законодательстве европейских стран и США такого ограничения нет.
В большинстве стран мира банковские системы претерпели серьезные трансформации после мировых войн, и только после 1950-х гг. они обрели привычный для нас вид.