Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:56, реферат
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой политики Украины и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой политики;
- рассмотрение государственного бюджета Украины;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства. При написании работы были использованы следующие источники информации:
- монографические статьи;
- учебники и учебные пособия;
- журналы периодической печати;
- всемирная сеть Интернет.
Введение
1. Сущность, состав и типы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики
1.2 Составляющие финансовой политики и типы финансовой политики
1.3 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2. Современная финансовая политика Украины
2.1 Регламентирование финансовых отношений
2.2 Состав и структура финансовой системы Украины
2.3 Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования
Заключение
Список использованных источников
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы»
на тему
Современная финансовая политика Украины
Выполнила: студентка гр. ЭП-31д
Князева Е.И.
Проверила:
Котряга Т.П.
Севастополь
2008
Содержание
Введение
1. Сущность, состав и типы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики
1.2 Составляющие финансовой политики и типы финансовой политики
1.3 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2. Современная финансовая политика Украины
2.1 Регламентирование финансовых отношений
2.2 Состав и структура финансовой системы Украины
2.3 Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования
Заключение
Список использованных источников
Введение
С провозглашением политической и экономической независимости Украины встал вопрос о создании национальной финансово-кредитной системы. Дело в том, что финансовая и кредитная системы, которые функционировали в Украине на то время, выражали экономические отношения бывшей советской политической и хозяйственной системы, а их центральные учреждения находились за границами украинского государства. Нельзя было осуществлять ни политические, ни экономические преобразования, обеспечить национальный политический и хозяйственный суверенитет без формирования и развития национальной финансовой, денежной и кредитной системы. Актуальность темы. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой политики Украины и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой политики;
- рассмотрение
государственного бюджета
- выявить основной
принцип формирования
- монографические статьи;
- учебники и учебные пособия;
- журналы периодической печати;
- всемирная сеть Интернет.
1
Сущность, состав
и типы финансовой
политики
1.1
Сущность финансовой
политики
Финансовая политика
- одна из важнейших частей экономической
политики. Она проявляется в
· функционирование бюджетного механизма
· механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций
· механизм функционирования внебюджетных фондов
· механизм функционирования местных финансов
· функционирование страхового механизма
· механизм функционирования финансового рынка
1.2
Составляющие финансовой
политики и типы
финансовой политики
Финансовая политика
рассматривается в широком и
узком понимании. В широком смысле
она отражает все стороны функционирования
финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную)
и фискальную политики. Монетарная
политика представляет собой комплекс
действий и мер в сфере денежного
рынка. Ее механизм основывается на предложении
денег и их стоимости как финансовых
ресурсов. Фискальная политика характеризует
действия государства относительно
централизации части
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· стабилизация экономического роста;
· достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Одновременно
фискальная политика более широка,
поскольку включает также политику
в сферах фондового и страхового
рынков и международных финансов.
Фискальную политику можно условно разделить
по двум направлениям - на налоговую и
бюджетную. Налоговая политика характеризует
деятельность государства в сфере налогообложения
– установление видов и соотношения налогов,
определение плательщик и подходов к ним,
установление ставок налогообложения,
предоставление налоговых льгот. Она отображает
как потребности государства в деньгах,
так и влияние налогов на деятельность
предприятий и граждан. Бюджетная политика
представляет собой деятельность относительно
формирования бюджета государства, его
балансирования, распределение бюджетных
средств. В зависимости от структуры бюджетных
выдач эта политика может иметь социальную,
экономическую или военную направленность.
Финансовая политика в сферах фондового
и страхового рынков характеризуется
действиями государства относительно
развития и регулирования, создания соответствующих
гарантий клиентам страховых компаний
и институциональных инвесторов. Поскольку
указанные финансовые институты являются
самостоятельными коммерческими структурами,
государство может воздействовать на
них, как и на другие субъекты предпринимательской
деятельности, только посредством регуляторной
политики. Финансовая политика в сфере
международных финансов связана с налаживанием
отношений государства с международными
организациями и финансовыми институтами,
членство в которых является добровольным.
С одной стороны, оно предусматривает
членские взносы, а с другой – возможность
получения финансовой помощи. Сущность
политики состоит в определенности относительно
участия в этих организациях и институтах.
Важной частью финансовой политики является
долговая политика государства. Она начинается
с определения соотношения между налоговыми
и заемными финансами. Первые основываются
на формировании доходов бюджета за счет
налогов и обязательных платежей, а вторые
– на использовании в определенных границах
государственных займов. Долговая политика
определяет границы и условия государственного
займа, соотношение между его формами,
между кредиторами государства, а также
порядок и механизм погашения государственного
долга. Дееспособность финансовой политики
в значительной мере определяется согласованностью
ее составляющих. И монетарная и фискальная,
и налоговая и бюджетная, и политика финансового
рынка и долговая политика государства
должны быть направлены в одну сторону.
Только скоординированная и согласованная
политика может дать позитивные результаты.
Финансы представляют собой единый организм,
в котором все составляющие довольно тесно
взаимосвязаны, а поэтому просчеты в каком-либо
направлении ведут к негативным последствиям.
Финансовая политика независимо от продолжительности
периода, на который она рассчитана, и
характера задач, которые решаются, включает
финансовую стратегию и финансовую тактику.
Причем они тесно взаимосвязаны. Стратегия
определяет сущность и направление тактики.
В свою очередь, тактические возможности
ограничивают выбор стратегии, т.к. неразумно
определять стратегические цели и задания,
для разрешения которых недостаточно
нужных тактических средств. Одновременно
следует сделать ударение на том, что только
финансовая политика, которая основывается
на объединении и взаимосвязанности стратегии
и тактики, их единства и подчиненности,
может быть успешной. Финансовая политика,
которая не имеет стратегических ориентиров,
а состоит лишь в разрешении тактических
задач, имеет ограниченный характер и,
как правило, малоэффективна. Главным
субъектом финансовой политики является
государство. Оно разрабатывает стратегию
основных направлений финансового развития
общества на отдаленную перспективу и
определяет задачи на предстоящий период,
средства и пути их достижения. В зависимости
от характера поставленных задач финансовая
политика подразделяется на финансовую
стратегию и финансовую тактику. Финансовая
стратегия ориентирована на длительный
период развития и предусматривает решение
крупномасштабных задач в рамках определенных
экономических стратегий государства.
Финансовая тактика направлена на решение
задач определенного этапа развития государства
и связана с изменением форм и методов
организации финансовых отношений исходя
из его текущих потребностей. Финансовая
стратегия и тактика тесно связаны между
собой. В качестве финансовой стратегии
следует рассматривать финансовое оздоровление
экономики и динамичный рост валового
внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности
продукции. Такие цели можно достигнуть
через сокращение дефицита бюджета, уменьшение
инфляции, укреплении курса гривны, т.е.
финансовую тактику. Финансовая политика
как специфическая область человеческой
деятельности относится к категориям
надстройки. Между нею и экономическим
базисом общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, финансовая политика
порождается экономическими отношениями;
общество не свободно в выработке и проведении
политики; последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь
на основе экономического базиса, финансовая
политика обладает определенной самостоятельностью;
у нее специфические законы и логика развития.
В силу этого она оказывает обратное влияние
на экономику, состояние финансов. Это
влияние может быть различно: в одних случаях
посредством проведения политических
мероприятий создаются благоприятные
условия для развития экономики, в других
- оно тормозится. При выработке финансовой
политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать
специфику каждого этапа развила общества,
особенности как внутренней, так и международной
обстановки, реальные экономические и
финансовые возможности государства.
Своевременное изменение финансовой политики
на основе учета особенностей текущего
момента, назревших потребностей экономического
развития дает возможность в более короткий
срок и с меньшими издержками решить стоящие
перед страной задачи. Немаловажным требованием,
предъявляемым к финансовой политике,
является соблюдение комплексного подхода
при ее выработке и проведении, т.е. согласование
мероприятий, проводимых во всех звеньях
финансовой системы, путем их ориентации
на выполнение основной, ключевой задачи
определенного этапа развития, а также
обеспечение тесной взаимосвязи между
составными частями экономической политики
- финансовой, кредитной, политики в области
ценообразования, заработной платы. Финансовая
политика, являясь формой экономической
политики, призвана присущими ей специфическими
способами и методами содействовать достижению
целей и выполнению задач, поставленных
экономической политикой. Министерство
финансов Украины, на которое возлагается
разработка финансовой политики, подготавливает
несколько ее вариантов. Они подвергаются
экспертной оценке. Наиболее оптимальный
вариант представляется в правительство
для рассмотрения и одобрения. Многовариантность
расчетов, учет множества факторов, использование
метода "наложения" финансовых мероприятий
на конкретную экономическую ситуацию
в стране, прогнозирование результатов
при выработке концепции финансовой политики
требуют широкого использования математического
моделирования, электронно-вычислительной
техники. Необходимым условием является
также наличие обширной, достоверной информации
о состоянии дел в экономической и социальной
сферах. Учитывая сложность разработки
политики, косца приходится рассматривать
многообразные, нередко противоречивые
тенденции экономического развития, использовать
различные способы изучения экономических
процессий и явлений, применять выводы
теории к конкретным жизненным обстоятельствам,
классики политической экономии определяли
политику как искусство. Целью финансовой
политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей
развития общества. В соответствии с этим
финансовая политика призвана создать
благоприятные условия для активизации
предпринимательской деятельности. Большое
внимание уделяется определению рациональных
форм изъятия доходов предприятий в пользу
государства, а также доли участия населения
в формировании финансовых ресурсов. Важное
значение придается повышению эффективности
использования финансовых ресурсов путем
их распределения между сферами общественного
производства, а также их концентрации
на главных направлениях экономического
и социального развития. В процессе выработки
финансовой политики определяются принципы
построения финансового механизма, позволяющего
наиболее успешно выполнить вышеперечисленные
задачи. Финансовая политика играет важную
роль в развитии производительных с рациональном
их размещении по территории страны. Она
способствует обеспечению финансовыми
ресурсами целевых программ, сосредоточению
средств на ключевых направлениях развития
экономики, стимулированию роста эффективности
производства; повышению заинтересованности
всех регионов в развитии хозяйства, использовании
местных сырьевых ресурсов.
1.3
Финансовый механизм,
его роль в реализации
финансовой политики
Для реализации
финансовой политики, успешного ее
проведения в жизнь используется
финансовый механизм. Он представляет
собой совокупность способов организации
финансовых отношений, применяемых
обществом в целях обеспечения
благоприятных условий для
В современных
условиях, когда вносятся кардинальные
изменения во все сферы жизни
общества, важно обеспечить своевременное
решение законодательных
2 Современная финансовая политика Украины
2.1
Регламентирование
финансовых отношений
Функционирование
финансового механизма