Современная финансовая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, реферат

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономических и социальных стратегий государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………4
1.1 Содержание финансовой политики, ее виды…………………………………..4
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………………10
1.3 Элементы финансовой политики……………………………………………...12
2. Практическая часть……………………………………………………………...14
2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Современная финансовая политика РФ -оригинал11.docx

— 46.51 Кб (Скачать)

Содержание

Содержание…………………………………………………………………………..2

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретическая часть………………………………………………………………4

1.1 Содержание финансовой  политики, ее виды…………………………………..4

1.2 Цели и задачи финансовой  политики…………………………………………10

1.3 Элементы финансовой политики……………………………………………...12

2. Практическая часть……………………………………………………………...14

2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………...22

 

 

Введение

Россия переживает сегодня  большие трудности не только в  области государственного устройства, но и в сфере экономики и  финансов. Успешное осуществление экономической  реформы во многом связано с достижением  финансовой стабилизации.

Правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономических и социальных стратегий государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий и глубокий подход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

Несомненно, только научный  подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией  тому, что ее относительная самостоятельность  не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  важнейшего требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве.

 

1. Теоретическая часть  

1.1 Содержание  финансовой политики

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а так же государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика государства  проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые  службы, правоохранительные органы, бюджетные  и внебюджетные фонды) в отношении  организаций различных форм собственности  посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства  может преследовать политические, экономические  и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным  направлением государственной политики, всегда является частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной  сферой деятельности государства. Она  имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

1.  Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.  Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Финансовая политика подразделяется на 3 вида:

    1. Классическая
    2. Регулирующая
    3. Планово-директивная

 

Классическая  финансовая политика.

До 20-х годов 20-го века основным типом финансовой политики был ее классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии и их последователей.

Основное ее направления – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.

Система управления финансовой деятельностью была проста и была представлена, как правило, одним органом управления – Министерством финансов (казначейством).

Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые достаточно просты и эффективны с точки зрения их взимания.

 

Регулирующая  финансовая политика.

Обострение всего комплекса  экономических, политических и социальных проблем в конце 20-х годов 20-го века в большинстве государств потребовало  перехода к новому типу финансовой политики – регулирующей.

В основе регулирующей финансовой политики вначале была положена теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Система налогов в регулирующей финансовой политике кардинально изменяется. Главным механизмом становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.

Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на ее основе проводится политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п.

В целом регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий  уровень занятости и эффективную  систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта политика ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Регулирование экономики становиться многоцелевым. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Регулирующая финансовая политика этого периода исходит  из необходимости:

  • сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему;
  • снижение бюджетного дефицита;
  • стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;
  • сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения.

 

 

Планово-директивная  финансовая политика.

Планово-директивная  финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Государство, как собственник  средств производства, осуществляет прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами.

Целью такой финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

Для государственных предприятий  был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

    1. Вначале, чистый доход изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).
    2. Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

Регулирование использования  денежных доходов населения осуществлялось при помощи:

  • подоходного дохода населения;
  • системы фактически принудительных государственных займов;
  • системы сберегательных касс, с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа.

Изъятие средств у местных  органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных  источников доходов местных бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государственного плана.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра –  Министерства финансов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах. Данная политика является:

  • весьма эффективной в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ре6сурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.);
  • не эффективной в условиях нормального функционирования экономики (с отрицательными последствиями - снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства).

 

1.2 Цели и задачи  финансовой политики

Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых ресурсов. Это очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Информация о работе Современная финансовая политика России