Современная денежная система РФ и проблемы её укрепления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:17, контрольная работа

Описание работы

Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность денежной системы 6
2. Принципы управления денежной системой 13
3. Элементы денежной системы современного государства 18
4. Современная денежная система РФ и проблемы её укрепления 23
Заключение 31
Список литературы

Работа содержит 1 файл

новое переданное .doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     3) Банковские деньги - депозиты. С их  помощью оплачиваются счета за услуги, квартиру, счета гостиниц и покупка многих товаров.

     Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени  между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

     Налично-денежное движение осуществляется с помощью  различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных  инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный Банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

     Налично-денежный оборот организуется на основе следующих  принципов:

     - все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

     - банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

     - обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

     - управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

     - организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

     - наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

     Несмотря  на то, что налично-денежный оборот во всех странах, как с рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую часть, он имеет большое значение, именно этот оборот обслуживает получение и расходования большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

     Схема налично-денежного оборота (на примере  России)

     Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется  на выплату налогов, сборов, страховых  платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку  товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и так далее).

     Безналичный денежный оборот регулируется Положением о безналичных расчетах в России, в котором устанавливаются формы расчетов, виды платежных документов, способы платежа, документооборот и сфера применения безналичных форм расчетов.

     Законом предусмотрен общий срок безналичных  расчетов: в пределах субъекта федерации  не более двух дней, в пределах РФ не более пяти дней. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются: платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие документы, утвержденные Банком России

     Безналичный денежный оборот охватывает расчеты  между:

     - предприятиями, учреждениями, организациями  разных форм собственности, имеющими  счета в кредитных учреждениях;

     - юридическими лицами и кредитными  учреждениями по получению и  возврату кредита;

     - юридическими лицами и населением  по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

     - физическими и юридическими лицами  с казной государства по оплате  налогов, сборов и других обязательных  платежей, а также получению бюджетных  средств.

     Размер  безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

     Между налично-денежным и безналичным  обращением существуют взаимосвязь  и взаимозависимость: деньги постоянно  переходят из одной сферы обращения  в другую, наличные деньги меняют форму  на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного.

     Таким образом, наличное и безналичное  обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

     2. Принципы управления денежной  системой

     Управленческий (функциональный) блок денежной системы включает такие элементы:

     - принципы управления денежной системой;

     - эмиссионный механизм;

     - механизм (методы и инструменты) денежно-кредитного регулирования;

     - порядок установления валютного курса;

     - кассовая дисциплина;

     - порядок проведения безналичных расчетов.

     Основополагающим  элементом денежной системы являются принципы управления денежной системой. Под этими принципами понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Принципы управления современной денежной системы:

     1. Принцип централизованного управления денежной системой.

     Предполагает  наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министерства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его.

     Позволяет на основе потребностей развития ставить  общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения. Этот принцип существует и в типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики.

     Однако  при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов  правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

     Управление  денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают  не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

     2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

     Он  означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы  денежного оборота и его составных  частей подготавливаются не как директивные  планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими  за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться.

     Исключение  составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который  при любом типе денежной системы  остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

     3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

     Этот  принцип заключается в том, что  денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной  стороны, не допускать инфляции; с  другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

     При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

     4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

     В соответствии с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

     5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

     Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.

     6. Принцип не подчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.

     Он  связан с тем, что поддержание  устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

     В то же время центральный банк может  проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому  центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом  страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

     7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

     Обычно  в законодательствах стран с  рыночной экономикой имеется положение  о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)).

     Применение  данного принципа позволяет предотвратить  использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула  к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

     8. Принцип комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования.

     Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

     9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

     Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

     10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

     Законодательство  страны предусматривает платежи  за товары и услуги внутри страны производить  исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население  не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

     3. Элементы денежной системы современного  государства

     Как любая система, денежная система  представляет собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном структурированном единстве. Современная денежная система включает следующие денежные элементы: наименование денежной единицы, масштаб цен, виды денежных знаков, порядок их выпуска в обращение, организация денежного оборота, условия становления валютного курса и его регулирования.

Информация о работе Современная денежная система РФ и проблемы её укрепления