Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:13, реферат
С обретением независимости Узбекистан вновь получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. В ее основу изначально были заложены такие принципы, как приоритет национально-государственных интересов страны, норм международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем; всемерный учет взаимных интересов при верховенстве своих национально-государственных интересов, не входить в сферу влияния какой-либо великой державы; установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних связей на основе полного доверия, углубления сотрудничества в рамках международных экономических и финансовых организаций.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
На тему: Сотрудничество мировых финансовых институтов с Узбекистаном. АБР и Узбекистан
Выполнил: ст. группы ММ-34 Каримов С.Б
Ташкент 2012
ВВЕДЕНИЕ
31 августа
1991 года – день официального
провозглашения независимости
С обретением
независимости Узбекистан вновь
получил возможность
На сегодняшний день Узбекистан установил дипломатические отношения с более чем 120 стран мира.
В Ташкенте осуществляют свою деятельность 44 посольств зарубежных государств, 9 почетных консулов, 10 представительств международных организаций, 5 международных финансовых организаций, 3 торговых представительства с дипломатическим статусом.
В свою
очередь, функционируют 46 дипломатические
и консульские
Республика Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций. Среди них такие авторитетные структуры как ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ и др. Развивается тесное сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО.
Установление
всесторонних связей с различными странами
на принципах равноправного
Важнейшим приоритетом внешней политики Узбекистана является развитие и укрепление связей и всестороннего сотрудничества с соседними, прежде всего по региону, государствами. Дальнейшее углубление региональной кооперации – важнейшее условие мира, стабильности и процветания в Центральной Азии.
Динамично
и последовательно развивая отношения
с государствами Запада, Азиатско-тихоокеанского
региона, Юго-Восточной и Южной
Азии, Узбекистан стремится наполнить
их качественно новым содержанием.
Расширяется сотрудничество между Узбекистаном и странами Северной и Южной Америки, в частности с США. Узбекистан и США продолжают активное взаимодействие в сферах противостояния к глобальным вызовам безопасности – незаконному обороту наркотиков, распространению ОМУ, а также в области укрепления мира и стабильности в Афганистане.
С утверждением
независимости Узбекистан получил
возможность установления прямых контактов
с близкими по духу, вероисповеданию,
обычаям и традициям странами
мусульманской цивилизации в
Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.
Развитие политических, экономических
и культурно-гуманитарных отношений
Узбекистана с этими странами
имеет позитивную динамику.Другим важным
направлением является сотрудничество
со странами СНГ, в рамках которого
государства-участники могут
Одним из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана остается международное сотрудничество по сохранению стабильности и мира, как на региональном, так и глобальном уровнях. Основываясь на базовом принципе неделимости безопасности, Узбекистан последовательно выступал, и будет выступать за активизацию роли международных структур, прежде всего ООН, в обеспечении международной и региональной стабильности и безопасности.
Международные финансовые институты
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
Азиатский банк развития
Азиа́тский банк разви́тия (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.
Штаб-квартира в Маниле (Филиппины).
Президентом АБР с 2005 является японец Харухико Курода.
Претендовать на
заёмные средства от АБР могут
как правительства стран-
Приоритетные сферы вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.
Кредиты выдаются из двух фондов: обычного и специального. Первый предназначен для кредитования на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Специальный фонд предназначен для долгосрочного кредитования — на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3 %). Льготный период для кредитов из обычного фонда составляет 3-5 лет, а из специального фонда — как правило, 10 лет. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций.
В 2006 году банк принял решение ввести «азиатскую валютную единицу» АКЮ, которая будет отражать котировки акций денежных единиц 13 стран региона, и, возможно, превратится со временем в азиатский аналог евро.
Средства банка формируются за счет взносов стран-членов (7 % от уставного капитала Банка, составляющего около 55 млрд долл.), заимствований на международном рынке облигаций и дохода от кредитования.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
УЗБЕКИСТАНА
С АЗИАТСКИМ БАНКОМ РАЗВИТИЯ (АБР)
Азиатский банк развития (АБР) является
международным финансовым институтом,
основная цель которого – сокращение
бедности и повышение благосостояния
в странах Азиатско-
Постоянное представительство АБР в Узбекистане
открыто с 1998г. Постоянное представительство
осуществляет роль основного связующего
звена между АБР и правительством Республики
Узбекистан, а также частным сектором
и гражданским обществом в Узбекистане.
Постоянное представительство содействует
установлению взаимоотношений между АБР
и его клиентами, партнерами и заинтересованными
организациями в Узбекистане, служит в
качестве источника знаний об Узбекистане
для АБР, и осуществляет поддержку деятельности
АБР, находясь в Узбекистане и используя
местный опыт.
Основная деятельность Постоянного представительства
АБР в Узбекистане включает подготовку
стратегий партнерства со страной (каждые
3-5 лет) и бизнес-планов по операциям по
стране (ежегодно), а также периодических
обзоров инвестиционного портфеля по
стране (ежеквартально). Постоянное представительство
также оказывает поддержку миссиям из
штаб-квартиры АБР, обеспечивая их полезность
для клиентов АБР, партнеров и других заинтересованных
организаций.
Узбекистан является 15-м крупнейшим акционером
среди региональных членов и 22-м среди
всех стран-членов АБР: количество принадлежащих
акций - 23,834 (0.67%), количество голосов - 37,066
(0.84%).
В Совете директоров АБР Узбекистан представляют
исполнительный директор Джеджунг Сонг
и заместитель исполнительного директора
Вильсон Леонард Ф. Камиль.
Правительственным ведомством, занимающимся
вопросами сотрудничества с АБР, является
Министерство финансов Республики Узбекистан.
С октября 2009г. главой Постоянного представительства
АБР в Узбекистане является Казухико Хигучи
(Япония).
Стратегия партнерства АБР в Узбекистане
нацелена на развитие сельских районов,
развитие частного сектора, регионального
транспорта и транзита, а также развития
человеческого капитала, отражает приоритеты
развития, возникающие в результате продолжающегося
экономического роста в Узбекистане, в
частности, дальнейшее ускорение диверсификации
экономики посредством мобилизации частного
сектора.
Приоритетными задачами является поддержка
развития инфраструктуры в целях привлечения
частного сектора и оптимизации инвестиций,
а также усилий Узбекистана в области
регионального сотрудничества, в особенности,
в отношении Афганистана.
В 2010г. посредством реализации проектов
в секторе энергетики, транспорта, водоснабжения
и поддержки малых и средних предприятий
АБР ответил на растущие нужды по развитию
инфраструктуры и поддержки частного
сектора. В дополнение к этим усилиям АБР
реализовал программу содействия торговому
финансированию. АБР также оказывает содействие
развитию частного сектора посредством
выделения кредитных линий для поддержки
малых и средних предприятий и программы
содействия торговому финансированию
через коммерческие банки.
АБР содействует развитию в Узбекистане
с 1995г., в частности, развитию сектора образования,
сельского хозяйства, транспорта, водоснабжения
и коммунальных услуг, а также развитию
малых и средних предприятий. Реализация
проекта «Совершенствование системы издания
учебников и учебной литературы для общеобразовательных
школ» позволила обеспечить учебниками
учащихся общеобразовательных школ посредством
внедрения инновационной арендной системы
обеспечения учебниками, которая, в свою
очередь, включила и участие частного
сектора.
В сельских районах Узбекистана АБР совместно
с правительством Республики Узбекистан
реализовал проект по повышению производительности
зерновых культур, благодаря которому
увеличились доходы фермеров, а урожай
зерновых культур повысился вдвое.
АБР также финансирует проект по совершенствованию
водоснабжения и санитарии в сельской
местности, что оказывает благоприятное
воздействие на здоровье сельского населения,
проект по развитию малого и микро финансирования
содействует диверсификации и улучшению
доходов на селе.
Два проекта по совершенствованию железных
дорог, реализованных АБР совместно с
правительством Республики Узбекистан,
усовершенствовали 660 км пути в ключевом
региональном транспортном коридоре.
Реализация совместных проектов по транспортной инфраструктуре, безусловно, является одним из важных направлений сотрудничества между Республикой Узбекистан и Азиатским банком развития (АБР).
Так, 22 января 2010 года официально
стартовало субсидируемое АБР
Генеральным подрядчиком проекта вступает
Государственная акционерная железнодорожная
компания «Узбекистон темир йуллари»,
а в качестве генерального проектировщика
– Открытое акционерное общество «Боштранслоиха».
Как известно, для восстановления инфраструктуры
Афганистана по инициативе узбекской
стороны 17-18 июня 2003г. в рамках официального
визита Президента И.А. Каримова в Тегеран,
между Узбекистаном, Ираном и Афганистаном
было подписано трехстороннее Соглашение
о создании Международного трансафганского
транспортного коридора.
20 ноября 2008 года в Баку в рамках 7-ой министерской
конференции государств-участников Программы
АБР «Центральноазиатское региональное
экономическое сотрудничество (ЦАРЭС)»
между Азиатским банком развития, правительствами
Узбекистана и Афганистана подписан Меморандум
о строительстве железной дороги «Хайратон
- Мазари Шариф - Герат», являющейся частью
трансафганского транспортного коридора.
Для исполнения принятых в документе резолюций
20 февраля прошлого года в Ташкенте состоялось
1-ое заседание совместной узбекско-афганской
рабочей группы по вопросам проектирования
и строительства планируемой железнодорожной
линии с участием представителей Азиатского
банка.
30 сентября 2009 года Совет директоров АБР
принял решение о предоставлении Правительству
ИРА гранта в сумме 165 миллионов долларов
США для финансирования строительства
железнодорожной линии «Хайратон - Мазари-Шариф».
Тогда же было одобрено предложение президента
АБР о выборе ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»
и ОАО «Боштранслоиха» генеральным подрядчиком
и генеральным проектировщиком соответственно
без проведения международного тендера.
Общая протяженность железной дороги
«Хайратон - Мазари-Шариф» составляет
75 километров. Ее предусмотрено оборудовать
устройствами сигнализации, телекоммуникаций
и электроснабжения в соответствии с техническими
стандартами и требованиями, применяемыми
в Узбекистане. В рамках проекта предусмотрено
строительство двух станций и двух разъездов,
контейнерного двора на станции Мазари-Шариф,
а также осуществление модернизации действующей
станции Хайратон. Завершение всех работ
по проекту намечено на конец этого года.
Международные эксперты оценивают строительства
данной железнодорожной линии в качестве
огромного практического вклада АБР и
Узбекистана в восстановлении экономики
Афганистана. По их мнению, проект не только
окажет серьезное влияние на развитие
экономики ИРА, но и сыграет важную роль
в реализации усилий по созданию трансафганского
коридора, что позволит превратить в будущем
эту страну в транзитное государство.
Информация о работе Сотрудничество мировых финансовых институтов с Узбекистаном. АБР и Узбекистан