Сотрудничество мировых финансовых институтов с Узбекистаном. АБР и Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:13, реферат

Описание работы

С обретением независимости Узбекистан вновь получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. В ее основу изначально были заложены такие принципы, как приоритет национально-государственных интересов страны, норм международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем; всемерный учет взаимных интересов при верховенстве своих национально-государственных интересов, не входить в сферу влияния какой-либо великой державы; установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних связей на основе полного доверия, углубления сотрудничества в рамках международных экономических и финансовых организаций.

Работа содержит 1 файл

Karimov S. MM-34.docx

— 78.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО  И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

На тему: Сотрудничество мировых финансовых институтов с Узбекистаном. АБР и Узбекистан

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  ст. группы ММ-34   Каримов С.Б

 

 

 

 

 

Ташкент 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

31 августа  1991 года – день официального  провозглашения независимости Республики  Узбекистан – стал точкой отсчета  для полномасштабной интеграции  Узбекистана в мировое сообщество.

С обретением независимости Узбекистан вновь  получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. В ее основу изначально были заложены такие принципы, как приоритет  национально-государственных интересов  страны, норм международного права, невмешательство  во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем; всемерный учет взаимных интересов  при верховенстве своих национально-государственных  интересов, не входить в сферу  влияния какой-либо великой державы; установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних  связей на основе полного доверия, углубления сотрудничества в рамках международных  экономических и финансовых организаций.

На  сегодняшний день Узбекистан установил  дипломатические отношения с  более чем 120 стран мира.

В Ташкенте осуществляют свою деятельность 44 посольств  зарубежных государств, 9 почетных консулов, 10 представительств международных  организаций, 5 международных финансовых организаций, 3 торговых представительства  с дипломатическим статусом.

В свою очередь, функционируют 46 дипломатические  и консульские представительства  Республики Узбекистан в зарубежных странах и при международных  организациях, включая постоянные представительства  при ООН в г.Нью-Йорке и Европейском  отделении ООН и других международных  организациях в г. Женеве.

Республика  Узбекистан является членом свыше 100 международных  организаций. Среди них такие  авторитетные структуры как ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ и др. Развивается тесное сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО.

Установление  всесторонних связей с различными странами на принципах равноправного партнерства  и взаимного уважения позволяет  Узбекистану успешно интегрироваться  в систему мирохозяйственных  связей, осуществлять активное международное  политическое, экономическое, научно-техническое  и культурное сотрудничество.

Важнейшим приоритетом внешней политики Узбекистана  является развитие и укрепление связей и всестороннего сотрудничества с соседними, прежде всего по региону, государствами. Дальнейшее углубление региональной кооперации – важнейшее  условие мира, стабильности и процветания  в Центральной Азии.

Динамично и последовательно развивая отношения  с государствами Запада, Азиатско-тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Южной  Азии, Узбекистан стремится наполнить  их качественно новым содержанием.На основе подписанного в 1996 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским  Союзом развивается и укрепляется  политический диалог, торгово-экономические  и культурно-гуманитарные связи  с ЕС.

Расширяется сотрудничество между Узбекистаном и странами Северной и Южной Америки, в частности с США. Узбекистан и США продолжают активное взаимодействие в сферах противостояния к глобальным вызовам безопасности – незаконному  обороту наркотиков, распространению  ОМУ, а также в области укрепления мира и стабильности в Афганистане.

С утверждением независимости Узбекистан получил  возможность установления прямых контактов  с близкими по духу, вероисповеданию, обычаям и традициям странами мусульманской цивилизации в  Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Развитие политических, экономических  и культурно-гуманитарных отношений  Узбекистана с этими странами имеет позитивную динамику.Другим важным направлением является сотрудничество со странами СНГ, в рамках которого государства-участники могут согласовывать  свои позиции для реализации как  общих, так и собственных национальных интересов на многосторонней и двусторонней основах.

Одним из приоритетных направлений внешней  политики Узбекистана остается международное  сотрудничество по сохранению стабильности и мира, как на региональном, так  и глобальном уровнях. Основываясь  на базовом принципе неделимости  безопасности, Узбекистан последовательно  выступал, и будет выступать за активизацию роли международных  структур, прежде всего ООН, в обеспечении  международной и региональной стабильности и безопасности.

Международные финансовые институты

  В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют  общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал  определяет возможность влияния  страны на их деятельность. Принцип  «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся  стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в  Вашингтоне - столице страны, имеющей  наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ  и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты  стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который  используется в качестве обеспечения  эмиссии облигаций Банка на мировых  рынках. Размер квот определяется с  учетом доли страны в мировой экономике  и торговле.

Азиатский банк развития

Азиа́тский банк разви́тия (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.

Штаб-квартира в  Маниле (Филиппины).

Президентом АБР  с 2005 является японец Харухико Курода.

Претендовать на заёмные средства от АБР могут  как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Средняя  сумма одного кредита составляет 15 млн долларов, более крупные кредиты (до 50 млн долларов) банк предоставляет довольно редко.

Приоритетные сферы  вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.

Кредиты выдаются из двух фондов: обычного и специального. Первый предназначен для кредитования на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Специальный фонд предназначен для долгосрочного  кредитования — на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3 %). Льготный период для кредитов из обычного фонда составляет 3-5 лет, а из специального фонда — как правило, 10 лет. Другими инструментами АБР в оказании помощи своим странам-членам, помимо кредитов, являются техническое содействие, гарантии и покупка акций.

В 2006 году банк принял решение ввести «азиатскую валютную единицу» АКЮ, которая будет отражать котировки акций денежных единиц 13 стран региона, и, возможно, превратится  со временем в азиатский аналог евро.

Средства банка  формируются за счет взносов стран-членов (7 % от уставного капитала Банка, составляющего около 55 млрд долл.), заимствований на международном рынке облигаций и дохода от кредитования.

Известные проекты азиатского банка развития

  • Транс - афганский нефтепровод
  • Проект экстренной помощи при землетрясении и цунами в Индонезии
  • Региональная программа использования реки Меконг.
  • Стратегическое партнёрство частного сектора для борьбы с бедностью в Филиппинах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА  
С АЗИАТСКИМ БАНКОМ РАЗВИТИЯ (АБР)

 
Азиатский банк развития (АБР) является международным финансовым институтом, основная цель которого – сокращение бедности и повышение благосостояния в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Узбекистан присоединился  к АБР в 1995г. АБР содействует  развитию в Узбекистане с 1996г.   
 
Постоянное представительство АБР в Узбекистане открыто с 1998г. Постоянное представительство осуществляет роль основного связующего звена между АБР и правительством Республики Узбекистан, а также частным сектором и гражданским обществом в Узбекистане.  Постоянное представительство содействует установлению взаимоотношений между АБР и его клиентами, партнерами и заинтересованными организациями в Узбекистане, служит в качестве источника знаний об Узбекистане для АБР, и осуществляет поддержку деятельности АБР, находясь в Узбекистане и используя местный опыт.  
 
Основная деятельность Постоянного представительства АБР в Узбекистане включает подготовку стратегий партнерства со страной (каждые 3-5 лет) и бизнес-планов по операциям по стране (ежегодно), а также периодических обзоров инвестиционного портфеля по стране (ежеквартально). Постоянное представительство также оказывает поддержку миссиям из штаб-квартиры АБР, обеспечивая их полезность для клиентов АБР, партнеров и других заинтересованных организаций.  
 
Узбекистан является 15-м крупнейшим акционером среди региональных членов и 22-м среди всех стран-членов АБР: количество принадлежащих акций - 23,834 (0.67%), количество голосов - 37,066 (0.84%).  
 
В Совете директоров АБР Узбекистан представляют исполнительный директор Джеджунг Сонг и заместитель исполнительного директора Вильсон Леонард Ф. Камиль.  
 
Правительственным ведомством, занимающимся вопросами сотрудничества с АБР, является Министерство финансов Республики Узбекистан.  
 
С октября 2009г. главой Постоянного представительства АБР в Узбекистане является Казухико Хигучи (Япония).  
 
Стратегия партнерства АБР в Узбекистане нацелена на развитие сельских районов, развитие частного сектора, регионального транспорта и транзита, а также развития человеческого капитала, отражает приоритеты развития, возникающие в результате продолжающегося экономического роста в Узбекистане, в частности, дальнейшее ускорение диверсификации экономики посредством мобилизации частного сектора.  
 
Приоритетными задачами является поддержка развития инфраструктуры в целях привлечения частного сектора и оптимизации инвестиций, а также усилий Узбекистана в области регионального сотрудничества, в особенности, в отношении Афганистана.  
 
В 2010г. посредством реализации проектов в секторе энергетики, транспорта, водоснабжения и поддержки малых и средних предприятий АБР ответил на растущие нужды по развитию инфраструктуры и поддержки частного сектора. В дополнение к этим усилиям АБР реализовал программу содействия торговому финансированию. АБР также оказывает содействие развитию частного сектора посредством выделения кредитных линий для поддержки малых и средних предприятий и программы содействия торговому финансированию через коммерческие банки.  
 
АБР содействует развитию в Узбекистане с 1995г., в частности, развитию сектора образования, сельского хозяйства, транспорта, водоснабжения и коммунальных услуг, а также развитию малых и  средних предприятий. Реализация проекта «Совершенствование системы издания учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ»  позволила обеспечить учебниками учащихся общеобразовательных школ посредством внедрения инновационной арендной системы обеспечения учебниками, которая, в свою очередь, включила и участие частного сектора.  
 
В сельских районах Узбекистана АБР совместно с правительством Республики Узбекистан реализовал проект по повышению производительности зерновых культур, благодаря которому увеличились доходы фермеров, а урожай зерновых культур повысился вдвое.  
 
АБР также финансирует проект по совершенствованию водоснабжения и санитарии в сельской местности, что оказывает благоприятное воздействие на здоровье сельского населения, проект по развитию малого и микро финансирования содействует диверсификации и улучшению доходов на селе.    
 
Два проекта по совершенствованию железных дорог, реализованных АБР совместно с правительством Республики Узбекистан, усовершенствовали 660 км пути в ключевом региональном транспортном коридоре.

Реализация совместных проектов по транспортной инфраструктуре, безусловно, является одним из важных направлений сотрудничества между  Республикой Узбекистан и Азиатским  банком развития (АБР).

Так, 22 января 2010 года официально стартовало субсидируемое АБР строительство  железной дороги «Хайратон - Мазари-Шариф» c проектной стоимостью 129 миллионов  долларов США.  
Генеральным подрядчиком проекта вступает Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», а в качестве генерального проектировщика – Открытое акционерное общество «Боштранслоиха». 
Как известно, для восстановления инфраструктуры Афганистана по инициативе узбекской стороны 17-18 июня 2003г. в рамках официального визита Президента И.А. Каримова в Тегеран, между Узбекистаном, Ираном и Афганистаном было подписано трехстороннее Соглашение о создании Международного трансафганского транспортного коридора.  
20 ноября 2008 года в Баку в рамках 7-ой министерской конференции государств-участников Программы АБР «Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС)» между Азиатским банком развития, правительствами Узбекистана и Афганистана подписан Меморандум о строительстве железной дороги «Хайратон - Мазари Шариф - Герат», являющейся частью трансафганского транспортного коридора.  
Для исполнения принятых в документе резолюций 20 февраля прошлого года в Ташкенте состоялось 1-ое заседание совместной узбекско-афганской рабочей группы по вопросам проектирования и строительства планируемой железнодорожной линии с участием представителей Азиатского банка.  
30 сентября 2009 года Совет директоров АБР принял решение о предоставлении Правительству ИРА гранта в сумме 165 миллионов долларов США для финансирования строительства железнодорожной линии «Хайратон - Мазари-Шариф». Тогда же было одобрено предложение президента АБР о выборе ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и ОАО «Боштранслоиха» генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком соответственно без проведения международного тендера. 
Общая протяженность железной дороги «Хайратон - Мазари-Шариф» составляет 75 километров. Ее предусмотрено оборудовать устройствами сигнализации, телекоммуникаций и электроснабжения в соответствии с техническими стандартами и требованиями, применяемыми в Узбекистане. В рамках проекта предусмотрено строительство двух станций и двух разъездов, контейнерного двора на станции Мазари-Шариф, а также осуществление модернизации действующей станции Хайратон. Завершение всех работ по проекту намечено на конец этого года.  
Международные эксперты оценивают строительства данной железнодорожной линии в качестве огромного практического вклада АБР и Узбекистана в восстановлении экономики Афганистана. По их мнению, проект не только окажет серьезное влияние на развитие экономики ИРА, но и сыграет важную роль в реализации усилий по созданию трансафганского коридора, что позволит превратить в будущем эту страну в транзитное государство.         

Информация о работе Сотрудничество мировых финансовых институтов с Узбекистаном. АБР и Узбекистан