Состояния финансовой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Описание работы

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России.docx

— 22.17 Кб (Скачать)

     Финансовая  система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов, и  государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено  тем, что финансы охватывают своим  воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

     Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

     Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

     Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

     1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

     2) Государственные внебюджетные фонды

     Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

     3) Фонды страхования.

     4) Государственный кредит.

     5) Финансы хозяйствующих субъектов. 

     6) Фондовый рынок. 

Основные  звенья финансовой системы РФ: 
 

     

     

       

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок  - Основные звенья финансовой системы  РФ

     Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

     С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями  осуществляется не только за счёт собственных  средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

     Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может  осуществляться разными методами: для  того чтобы увеличить свои собственные  финансовые ресурсы, прибегают к  акционированию, для осуществления  займов выпускают облигации, векселя  и.т.д.

     Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены их единой сущностью.

     Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через  привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов  и населения формируются финансы  страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий  образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий.

     В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия  обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;

     - финансами предприятий;

     - организациями кредитно-банковской  системы.

     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.

     Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхового фонда:

     а) Централизованный страховой (резервный) фонд.

     б) Фонд самострахования.

     в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).

     1) Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

     Централизованный  страховой фонд имеет натуральную  форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые  постоянно обновляются.

     Источники формирования централизованного срахового  фонда – пополнение государственных  запасов и резервов.

     2) Фонд самострахования (резервный  фонд, или фонд риска) формируется  у хозяйствующих субъектов, размеры  его не регламентированы законодательством.

     Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения  неблагоприятной ситуации.

     Используется  для покрытия убытков, погашения  облигаций и выпуска акций  при отсутствии других средств, для  приобретения основных средств производства.

     3) Страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия,  граждане). Формирование фонда осуществляется  в децентрализованном порядке.  Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер.

     Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения  средств страхового фонда.

     Перспективы развития финансовых звеньев:

     Финансы коммерческих предприятий: совершенствование  законодательства о банкротстве (ускорение  реструктуризации неконкурентоспособных  предприятий), антимонопольного законодательства, налогового (снижение налогового бремени, сокращение числа налогов, снижение ставок взносов на социальное страхование  с 39,5 до 35,6%, снижение налоговой задолженности  предприятий), снижение барьеров для  инвестиций в экономику, сокращение административного вмешательства  в хозяйственную деятельность, повышение  эффективности государственного регулирования, необходим отказ от кредитования предприятий и предоставления гарантий за счет средств Федерального Бюджета – передать это специальным Агентствам.

     Финансы бюджетных учреждений: установление жестких смет расходов, пересмотр  статуса ГУП (должно стать АО со 100% государственным участием), контроль обязательств бюджетных учреждений.

     Страхование: расширение ассортимента видов страхования, улучшение качества услуг, стабилизация (снижение) страховых взносов, развитие добровольного страхования (медицинского и др.), социального страхования, перестрахования (распределение крупных  рисков между многими страховыми организациями).

     ВБФ: консолидация в Федеральный Бюджет (контроль, простота, ускорение), снижение ставок с 39,5 до 35,6%.

     Бюджет: ликвидация расходных обязательств Федерального Бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач при сокращении неэффективных расходов, переход к адресной социальной помощи, реформа пенсионной системы, ликвидация кредиторской задолженности ФБ, оптимизация перечня бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, совершенствование МБО, четкое разграничение доходных и расходных полномочий между бюджетами, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их исполнения.

Информация о работе Состояния финансовой системы России