Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:38, реферат
Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая
система России - совокупность финансовых
институтов, каждый из которых способствует
образованию и использованию
соответствующих денежных фондов, и
государственных органов и
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность
финансовых институтов, регулирующих
создание, перераспределение и
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1)
Бюджетная система, состоящая
из федерального бюджета,
2)
Государственные внебюджетные
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).
3) Фонды страхования.
4) Государственный кредит.
5)
Финансы хозяйствующих
6)
Фондовый рынок.
Основные
звенья финансовой системы РФ:
Рисунок - Основные звенья финансовой системы РФ
Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
С
одной стороны, главным источником
доходов бюджетов всех уровней является
ВВП, создаваемый в сфере
С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.
Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.
Для
решения своих финансово-
Таким
образом, взаимосвязь и
Роль,
которую государство выполняет
в социально-экономическом
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.
Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:
-
бюджетами всех уровней
- финансами предприятий;
-
организациями кредитно-
Страхование
имеет своей целью
Денежным
обеспечением страховой защиты является
страховой фонд. Существуют следующие
организационные формы
а) Централизованный страховой (резервный) фонд.
б) Фонд самострахования.
в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).
1)
Централизованный страховой
Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.
Источники формирования централизованного срахового фонда – пополнение государственных запасов и резервов.
2)
Фонд самострахования (
Создаётся
в целях обеспечения
Используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.
3)
Страховой фонд страховщика
Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда.
Перспективы развития финансовых звеньев:
Финансы
коммерческих предприятий: совершенствование
законодательства о банкротстве (ускорение
реструктуризации неконкурентоспособных
предприятий), антимонопольного законодательства,
налогового (снижение налогового бремени,
сокращение числа налогов, снижение
ставок взносов на социальное страхование
с 39,5 до 35,6%, снижение налоговой задолженности
предприятий), снижение барьеров для
инвестиций в экономику, сокращение
административного
Финансы бюджетных учреждений: установление жестких смет расходов, пересмотр статуса ГУП (должно стать АО со 100% государственным участием), контроль обязательств бюджетных учреждений.
Страхование: расширение ассортимента видов страхования, улучшение качества услуг, стабилизация (снижение) страховых взносов, развитие добровольного страхования (медицинского и др.), социального страхования, перестрахования (распределение крупных рисков между многими страховыми организациями).
ВБФ: консолидация в Федеральный Бюджет (контроль, простота, ускорение), снижение ставок с 39,5 до 35,6%.
Бюджет: ликвидация расходных обязательств Федерального Бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач при сокращении неэффективных расходов, переход к адресной социальной помощи, реформа пенсионной системы, ликвидация кредиторской задолженности ФБ, оптимизация перечня бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, совершенствование МБО, четкое разграничение доходных и расходных полномочий между бюджетами, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их исполнения.