Содержание взаимоотношений предприятия с государством, банками, другими экономическими субъектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 92.40 Кб (Скачать)

     В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги:

     а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять  кредиты по соглашению с заемщиком;

     б) осуществлять расчеты по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числе и их кассовое обслуживание;

     в) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том  числе иностранных;

     г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также  за счет собственных средств банков;

     д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) осуществлять иные операции с ними;

     е) выдавать поручительства, гарантии и  иные обязательства на третьих лиц, предусматривающие исполнение в  денежной форме;

     ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких  требований и инкассировать эти  требования (форфейтинг), а также  выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

     з) покупать у российских иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

     и) покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные  металлы, камни, а также изделия  из них;

     к) привлекать и размещать драгоценные  металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в  соответствии с международной банковской практикой;

     л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

     м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

     н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

     Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.

     Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой.

     При построении системы взаимодействия банка с клиентами –юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:

     1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.

     2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.

     3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.

     По мнению О.И. Лаврушина, партнерство банка и предприятия перспективно, т.к. банк представляет собой специфическое предприятие, производящее специфический продукт – деньги. Интересна точка зрения Е.П.Козловой и Е.Н. Галаниной: объясняя эффективность партнерских отношений, они сопоставляют функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (таблица 1).

     Таблица 1 – Функции банка и предприятия-клиента 

Банк Клиент
1 2
1. Создание (формирование)

собственного  капитала и различных целевых  фондов

1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов
2. Проведение  клиентам как минимум трех групп банковских операций в их совокупности:

- привлечение  средств в депозиты;

- организация  расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению;

- выдача ссуд

2. Организация  трех хозяйственных

процессов, составляющих уставную деятельность:

- заготовление (приобретения) товарно-материальных  ценностей, необходимых для обеспечения;

- производство  готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- реализация  продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки

3. Участие  в формировании капитала других организаций 3. Участие в  формировании капитала других организаций
4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей 4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др.
5. Приобретение  ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами 5. Приобретение  прочих ценных бумаг
6. Выдача  гарантий  
7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др.  

     Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко  изучившие аспекты взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики, «банкам необходимо найти новое направление для размещения средств», в связи с тем, что:

     − операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;

     − приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;

     − подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования".

     П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае "...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации".

     В "Банковской энциклопедии" рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые "...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе", а также их кредитного и факторингового обслуживания.

     Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка.

     Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские. Посредническая форма финансовых отношений – "обычное" банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.

     В зависимости от срока, на который  планируется сотрудничество, можно  говорить о стратегических и тактических  клиентах.

     Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является.

     Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.

Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка

Для банка Для предприятия
1 2
повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка структурированная ресурсная база банка
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) увеличение  процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) заданная структура  привлеченных средств
финансовый  инжиниринг потенциал повышения  эффективности использования финансовых ресурсов
фондирование  оборотных средств диверсификация  рисков: процентного, ликвидности, кредитного
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков привлечение и  удержание денежных

потоков предприятия  за счет использования большего количества финансовых продуктов

имидж предприятия в среде потребителей продукции имидж банка  в клиентской среде
 

     С учетом изложенных теоретических соображений  важнейшими экономическими обобщающими (синтетическими) показателями, характеризующими экономическую эффективность использования банковского кредита являются:

     – стоимость земельных участков, приобретенных  предприятиями с помощью банковского  кредита, в расчете на 1 рубль задолженности  по предоставленному кредиту;

     – сметная стоимость основных фондов, производственных мощностей и объектов предприятий, вновь построенных, расширенных, реконструированных или технически перевооруженных и введенных  в эксплуатацию с помощью банковского  кредита, в расчете на 1 рубль задолженности  по предоставленному инвестиционному  кредиту;

     – стоимость дополнительного годового выпуска (прироста производства) товаров  и услуг и дополнительной прибыли, полученной предприятием-заемщиком  от реализации прокредитованного коммерческим банком инвестиционного проекта, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному кредиту.

     Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными источниками и методами прогнозирования рыночных тенденций, и глубже знает возможности банка по решению различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант решения финансовых проблем предприятия.

     Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:

     − структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;

     − повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;

     − регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;

     − расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;

     − регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;

     − расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;

     − приобретения имиджа "клиентоориентированного" и "технологичного" банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;

     − увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;

     − обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.

     Таким образом, партнерская форма отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг.

Информация о работе Содержание взаимоотношений предприятия с государством, банками, другими экономическими субъектами