Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги:
а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;
б) осуществлять расчеты по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числе и их кассовое обслуживание;
в)
открывать и вести счета
г)
финансировать капитальные
д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) осуществлять иные операции с ними;
е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства на третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);
з) покупать у российских иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;
и) покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);
м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.
Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.
Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой.
При построении системы взаимодействия банка с клиентами –юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.
2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.
3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
По мнению О.И. Лаврушина, партнерство банка и предприятия перспективно, т.к. банк представляет собой специфическое предприятие, производящее специфический продукт – деньги. Интересна точка зрения Е.П.Козловой и Е.Н. Галаниной: объясняя эффективность партнерских отношений, они сопоставляют функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (таблица 1).
Таблица
1 – Функции банка и предприятия-
Банк | Клиент |
1 | 2 |
1. Создание
(формирование)
собственного капитала и различных целевых фондов |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов |
2. Проведение
клиентам как минимум трех групп
банковских операций в их совокупности:
- привлечение средств в депозиты; - организация расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению; - выдача ссуд |
2. Организация
трех хозяйственных
процессов, составляющих уставную деятельность: - заготовление (приобретения) товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения; - производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг; - реализация продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки |
3. Участие в формировании капитала других организаций | 3. Участие в формировании капитала других организаций |
4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей | 4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др. |
5. Приобретение ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами | 5. Приобретение прочих ценных бумаг |
6. Выдача гарантий | |
7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др. |
Как
отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко
изучившие аспекты
− операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;
− приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;
− подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования".
П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае "...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации".
В "Банковской энциклопедии" рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые "...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе", а также их кредитного и факторингового обслуживания.
Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка.
Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские. Посредническая форма финансовых отношений – "обычное" банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.
В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.
Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является.
Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.
Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка
Для банка | Для предприятия |
1 | 2 |
повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка | структурированная ресурсная база банка |
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) | увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия |
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) | заданная структура привлеченных средств |
финансовый инжиниринг | потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов |
фондирование оборотных средств | диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного |
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков | привлечение и
удержание денежных
потоков предприятия за счет использования большего количества финансовых продуктов |
имидж
предприятия в среде |
имидж банка в клиентской среде |
С учетом изложенных теоретических соображений важнейшими экономическими обобщающими (синтетическими) показателями, характеризующими экономическую эффективность использования банковского кредита являются:
–
стоимость земельных участков, приобретенных
предприятиями с помощью
– сметная стоимость основных фондов, производственных мощностей и объектов предприятий, вновь построенных, расширенных, реконструированных или технически перевооруженных и введенных в эксплуатацию с помощью банковского кредита, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному инвестиционному кредиту;
–
стоимость дополнительного
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными источниками и методами прогнозирования рыночных тенденций, и глубже знает возможности банка по решению различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант решения финансовых проблем предприятия.
Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:
− структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;
− повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
− регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;
− расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;
− регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;
− расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;
− приобретения имиджа "клиентоориентированного" и "технологичного" банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;
− увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
− обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.
Таким образом, партнерская форма отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг.