Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Содержание

1.Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода……………………………………..3
1.1. Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………...………….3
1.2. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………………………….7
2. Воздействие налогов на основные факторы производства: рабочую силу, средства и предметы труда. Налоговый механизм………………………….11
3. Государственный фонд обязательного медицинского страхования: цель создания, принципы формирования, источники доходов, расходы, управление фондом……………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ вар 7.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

     Содержание

1.Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода……………………………………..3

1.1. Социально-экономическая  сущность и функции государственного  бюджета………………………………………………………………...………….3

1.2. Роль государственного  бюджета в распределении и  перераспределении национального  дохода…………………………………………………………….7

2. Воздействие налогов на основные факторы производства: рабочую силу, средства и предметы труда. Налоговый механизм………………………….11

3. Государственный фонд обязательного медицинского страхования: цель создания, принципы формирования, источники доходов, расходы, управление фондом……………………………………………………………19

Список используемой литературы……………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социально-экономическая  сущность и функции  государственного  бюджета. Роль  государственного  бюджета в распределении  и перераспределении  национального дохода.

     1.1. Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета.

     Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего  его в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

     Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного  денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического  использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением  соответствующего финансового документа.

     Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической  категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные  отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные  необходимостью обеспечения непрерывности  воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

     Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.

     В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1 .

     По  экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

     Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

     Вторая  – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

     Д ля осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования

     поступающими  в распоряжение государства денежными  средствами.

     В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений  в структуре бюджетного механизма  выделяют три звена:

     • механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

     • механизм расходования бюджетных средств;

     • механизм межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых ресурсов.

     В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном  механизме выделяют следующие блоки:

     • бюджетное планирование;

     • бюджетное прогнозирование;

     • бюджетный контроль и т.д.

     На  бюджетный механизм оказывает влияние  бюджетной устройства страны

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

     При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.   Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

     В современных условиях наибольшим приоритетом  пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику  более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом  социальной политики РФ является государственная  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования  и культуры.

     Государственный бюджет влияет на размеры частных  накоплений, определение структуры  доходов предприятий и реальные доходы населения.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается  рациональное соотношение между  централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий  в формировании доходов бюджетной  системы.

     1.2. Роль государственного  бюджета в распределении  и перераспределении  национального дохода.

     В системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.

     Как экономическая категория государственный  бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. В этой связи и расходы бюджета на социально - культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется  в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального  дохода,  20%  - валового внутреннего продукта, 10% -  валового  общественного продукта.  Он распределяет денежные  средства  между различными  отраслями национального хозяйства,  секторами производства,  сферами   общественной   деятельности, экономическими районами и территориями страны.

     В бюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной  стоимости  (национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона  стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся  производительности  труда, закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

     В  условиях  рыночных  отношений  распределение   национального   дохода производится  посредством   образования,   распределения   и   использования денежных доходов и накоплений.  К числу таких доходов относятся,  прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений,  различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

     Значительная  часть национального дохода поступает  в бюджет путем прямого распределения (налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих предприятий.  Часть чистого дохода  населения перечисляется в бюджет  в порядке перераспределения.

     Распределение части национального дохода  через  государственный  бюджет обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных средств для  расширенного воспроизводства и  удовлетворения других  совокупных потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями производственной и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях  народного хозяйства,  отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в торговле и т.д.

     Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями  и фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом  необходимостью передачи части чистого  дохода из одной  отрасли  в  другую  в соответствии с планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для осуществления  перестройки структуры общественного производства и т.д.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета