Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение механизма формирования, структуры и анализ деятельности Фонда социального страхования РФ.

На основе поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

анализ социально-экономической сущности внебюджетного фонда;
изучение структуры и функций внебюджетного фонда Российской Федерации;
анализ формирования доходной и расходной части бюджета ФСС РФ;

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------2


ГЛАВА 1. Структура, назначение и формирование внебюджетного фонда.

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетного фонда. ------------------------------5
1.2. Структура и функции внебюджетного фонда социального страхования -------------13
ГЛАВА 2. Порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов на примере Фонда Социального страхования РФ
2.1. Характеристика деятельности ФСС РФ -------------------------------------------------------20
2.2. Формирование доходов и расходов ФСС-------------------------------------------------------22
ГЛАВА 3. Проблемы деятельности ФСС и пути их преодоления
3.1. Проблемы социального страхования в России и пути их преодоления---------------29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------------36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------------------------38
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая!!!!!!!!!!.docx

— 152.89 Кб (Скачать)

ТЕМА: Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------2                           

ГЛАВА 1. Структура, назначение и формирование внебюджетного  фонда.

1.1 Социально-экономическая  сущность внебюджетного  фонда. ------------------------------5

1.2. Структура и функции  внебюджетного фонда  социального страхования -------------13

ГЛАВА 2. Порядок формирования и использования  средств внебюджетных фондов на примере  Фонда Социального  страхования РФ

2.1. Характеристика деятельности  ФСС РФ -------------------------------------------------------20

2.2. Формирование доходов  и расходов ФСС-------------------------------------------------------22

ГЛАВА 3. Проблемы деятельности ФСС и пути их преодоления

3.1. Проблемы социального  страхования в  России и пути  их преодоления---------------29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------------36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------------------------38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -------------------------------------------------------------------------------------40

ПРИЛОЖЕНИЕ  2-------------------------------------------------------------------------------------41

 
 
 
 

Введение

      Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы России. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену — бюджету. «Из недр» бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств1.

      Актуальность  темы обусловлена значимостью и  влиянием государственных социальных внебюджетных фондов на развитие социально-экономических  процессов и политическую стабилизацию в обществе. Главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками  доходов.

      Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

      Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

      К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

      Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население  страны.

      В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного  медицинского страхования; социального  страхования;

      В формировании и деятельности этих фондов есть свои особенности. Задуманные как  страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и деятельности страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

      Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов.

      Таким образом, объектом исследования данной работы является анализ деятельности структуры и механизма формирования средств внебюджетного страхового фонда, а субъектом исследования — фонда социального страхования РФ. Предметом исследования в работе является – проблемы и пути совершенствования деятельности фонда социального страхования.

      Исходя  из вышеизложенного, целью данной работы является изучение механизма формирования, структуры и анализ деятельности Фонда социального страхования РФ.

      На  основе поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

  • анализ социально-экономической сущности внебюджетного фонда;
  • изучение структуры и функций внебюджетного фонда Российской Федерации;
  • анализ формирования доходной и расходной части бюджета ФСС РФ;

      Многие  экономисты уделяют большое внимание проблеме функционирования и формирования внебюджетных социальных фондов.

      В частности, Нестерова Г.И. в соей статье (Нестерова Г.И. Порядок отчисления страховых взносов в государственные  внебюджетные социальные фонды. // Бухгалтерский  учет, 1998 №9.) отмечает с какой целью  образованы государственные внебюджетные фонды, подробно отражает порядок отчислений страховых взносов по каждому  фонду.

      Гейц  И.В. (Начисления и уплата страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды. // Консультант бухгалтера. 1998 №11) указывает на то, что необходимо обратить внимание предприятиям, организациям, частным лицам на необходимость  правильного начисления и уплаты страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды.

      Что касается вопроса распределения  средств внебюджетных фондов, то Васильева  Г.А. (Васильева Г.А. Порядок приобретения путевок на санаторно-курортное  лечение за счет средств Фонда  социального страхования. // Бухгалтерский  вестник. 1999 №3) рассматривает куда они расходуются и какими нормативными документами регулируются эти расходы.

 

      ГЛАВА 1. Структура, назначение и формирование внебюджетного фонда.

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетного фонда.

 

     Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов управления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

     Существование внебюджетных фондов - один из методов  перераспределения национального  дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают важную задачу: расширения социальных услуг населению.

     Таким образом, существует реальная потребность  в значительных объемах ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне, ибо предполагаемые к проведению мероприятия отвечают общим социально-экономическим  интересам.

     В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

     Экономические – это Федеральный и территориальные  дорожные фонды, Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы РФ, фонды  финансового регулирования и  др., которые по Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) должны объединиться с федеральным бюджетом РФ.

     Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

     При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

     При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами  и другими звеньями финансовой системы  в двух направлениях. Так, средства социальных фондов образуются не только за счет страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

     При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение  с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

     С помощью внебюджетных фондов возможно оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

     Внебюджетные  фонды по основным направлениям своей  деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

     Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

     В Российской Федерации с 1992 г. начали действовать четыре внебюджетных социальных фонда, в том числе: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

      Методы  формирования специальных фондов следующие: специальные налоги и взносы, добровольные поступления.

      Социальные  внебюджетные фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     Обязательное  социальное страхование — часть  государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

     Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления установленных законодательством страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

     Действие  Федерального закона об обязательном социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на о6язательное социальное страхование.

Информация о работе Социально-экономическая сущность Фонда социального страхования, проблемы формирования и использования его доходных источников