Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа
Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности (Приложение 1). Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.
1.1 Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов
Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности (Приложение 1). Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.
Внебюджетные
фонды - один из методов перераспределения
национального дохода органами власти
в пользу определенных социальных групп
населения. Государство мобилизует
в фонды часть доходов
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы
органами власти и управления
и имеют строгую целевую
- денежные
средства фондов используются
для финансирования
- формируются
в основном за счет
- страховые
взносы в фонды и
- на отношения,
связанные с исчислением,
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной собственности,
- расходование
средств из фондов
Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
1.2 Виды внебюджетных фондов их классификация и источники формирования
В зависимости
от источников формирования, назначения
и масштабов использования
Централизованные
внебюджетные фонды имеют
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Фонд социального
страхования Российской
- Федеральный
фонд обязательного
Централизованные
внебюджетные фонды служат финансовой
гарантией прав граждан России на
социальную защиту в случае старости,
болезни, неблагоприятного экономического
и социального положения
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, межотраслевых, отраслевых и т. п. задач. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения
- региональных и местных задач
- отраслевых задач.
Внебюджетные
фонды создаются двумя путями.
Один путь - это выделение из бюджета
определенных расходов, имеющих особое
значение, другой - формирование внебюджетного
фонда с собственными источниками
доходов для определенных целей.
Так, во многих странах был создан
фонд социального страхования, предназначенный
для социальной поддержки определенных
групп населения. Другие фонды появляются
в связи с возникновением новых
ранее неизвестных расходов, которые
заслуживают особого внимания со
стороны общества. В этом случае
по предложению правительства
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
- специальные
целевые налоги и сборы,
- отчисления
от прибыли предприятий,
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
1.3 Эволюция внебюджетных фондов в России
История возникновения
внебюджетных государственных фондов
связана с развитием
Создание специальных
фондов позволяло привлекать дополнительные
средства для расширения сферы деятельности
правительства в области всегда
актуальных военных расходов, научных
исследований, регулирования экономического
развития страны, внешнеэкономической
деятельности и социальных выплат населению.
Специальные счета создавались
для строительства, правительственной
предпринимательской
Впервые целевые
бюджетные фонды стали
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.
2. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
История пенсионного
страхования насчитывает более 100
лет. За этот период было выработано несколько
видов пенсионных систем. Одна из них
представляет собой минимальную
защиту престарелых, предоставляя некоторый
минимум средств независимо от трудового
вклада (стажа, уровня оплаты, суммы
страховых взносов и т. д.). Такую
пенсию можно трактовать как социальную.
Две других модели относятся к
трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает
зависимость размера пенсии от вышеперечисленных
параметров, но сама пенсия образуется
по солидарному (распределительному) принципу:
последующее поколение
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.
ПФРФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются для выплаты государственных пенсий и пособий..ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ? средств внебюджетных социальных фондов.
ПФ РФ создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного
Первоочередной
задачей Пенсионного фонда
- целевой сбор
и аккумуляция страховых
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль
с участием налоговых органов
за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых
взносов, а также за
- проводит
индивидуальный (персонифицированный)
учет работников, в счет которых
осуществляют перечисления
- межгосударственное
и международное
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.
Также, немалую
долю вносят и средства федерального
бюджета, направленные через Пенсионный
фонд РФ на целевое финансирование
выплаты государственных
Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать единый социальный налог. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящий момент он в сумме составляет 26 %, из которых 20 % уходит на формирование пенсионного фонда.
Информация о работе Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов