Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности (Приложение 1). Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.30 Кб (Скачать)

  1.1 Социально - экономическая  сущность внебюджетных  фондов

  Финансовая  система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства  формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения  государства. В Российской Федерации  финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонда страхования, финансы  предприятий различных форм собственности (Приложение 1). Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства.

  Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

  Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств.

  Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  - запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

  - денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

  - формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

  - страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

  - на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ «Об  основах налоговой системы РФ»;

  - денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

  - расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

  Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

  Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

  1.2 Виды внебюджетных  фондов их классификация  и источники формирования

  В зависимости  от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

  Централизованные  внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят:

  - Пенсионный  фонд Российской Федерации

  - Фонд социального  страхования Российской Федерации

  - Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования

  Централизованные  внебюджетные фонды служат финансовой гарантией прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного экономического и социального положения отдельных  групп населения.

  Децентрализованные  внебюджетные фонды формируются  для решения территориальных, межотраслевых, отраслевых и т. п. задач. Они создаются  по решению региональных и муниципальных  органов власти для решения

  - региональных  и местных задач

  - отраслевых  задач.

  Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особое значение, другой - формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный  для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых  ранее неизвестных расходов, которые  заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный  орган принимает специальное  решение об образовании данного  внебюджетного фонда.

  Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

  Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

  Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников:

  - специальные  целевые налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

  - отчисления  от прибыли предприятий, учреждений  и организаций;

  - средства  бюджета;

  - прибыль от  коммерческой деятельности, осуществляемой  фондом как юридическим лицом;

  - займы, полученные  фондом у Центрального банка  РФ или у коммерческих банков.

  1.3 Эволюция  внебюджетных фондов в России

  История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными.

  Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования. В России cоставлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т. д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного.

  Впервые целевые  бюджетные фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них  ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

  При создании социальных внебюджетных фондов ставилась  задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые  в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

  2. Особенности  функционирования внебюджетных  фондов в Российской Федерации

  2.1 Пенсионный фонд  Российской Федерации

  История пенсионного  страхования насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько  видов пенсионных систем. Одна из них  представляет собой минимальную  защиту престарелых, предоставляя некоторый  минимум средств независимо от трудового  вклада (стажа, уровня оплаты, суммы  страховых взносов и т. д.). Такую  пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к  трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает  зависимость размера пенсии от вышеперечисленных  параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует  предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые  взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные  средства на финансовом рынке с целью  увеличения.

  Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.

  ПФРФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются для выплаты государственных пенсий и пособий..ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ? средств внебюджетных социальных фондов.

  ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением.

  Первоочередной  задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий  для регулярной выплаты пенсий в  установленные сроки и повышение  их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:

  - целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФ РФ: выплаты различным категориям  нетрудоспособного населения в  виде трудовых, военных и социальных  пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных  выплат.

  - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

  - контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФР страховых  взносов, а также за правильным  и рациональным расходованием  его средств;

  - проводит  индивидуальный (персонифицированный)  учет работников, в счет которых  осуществляют перечисления работодатели;

  - межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

  Средства Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  в основном за счет страховых взносов  работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и иных категорий работающих граждан.

  Также, немалую  долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации  средств Пенсионного Фонда и  прочие поступления.

  Основным источником формирования Пенсионного фонда  РФ можно назвать единый социальный налог. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый  социальный налог» Налогового кодекса  Российской Федерации. В настоящий  момент он в сумме составляет 26 %, из которых 20 % уходит на формирование пенсионного фонда.

Информация о работе Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов