Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:34, лекция
Собственность вообще – это такие отношения между людьми, которые определяют, кому принадлежат те или иные блага. Для предпринимательства главное значение имеют отношения собственности на средства производства (на землю, сооружения, здания, оборудование, инструменты и т. д.). Отношения собственности на средства производства – это присвоение средств производства (владение, распоряжение, пользование); использование средств производства и реализация собственности.
Лекция № 3. Собственность как основа производственных отношений
«Собственность – это ось, вокруг которой вращается все законодательство и с которой, так или иначе, соотносятся большей частью права граждан» (Г. В. Ф. Гегель).
Собственность вообще – это такие отношения между людьми, которые определяют, кому принадлежат те или иные блага. Для предпринимательства главное значение имеют отношения собственности на средства производства (на землю, сооружения, здания, оборудование, инструменты и т. д.). Отношения собственности на средства производства – это присвоение средств производства (владение, распоряжение, пользование); использование средств производства и реализация собственности.
Отношения хозяйственного использования средств производства возникают только тогда, когда собственник этих средств не использует их лично, а предоставляет во временное пользование другим лицам, например сдает в аренду.
Отношения экономической реализации собственности проявляются только тогда, когда используемые средства производства приносят их владельцу доход (прибыль, арендная плата и т. д.).
Собственность – это признаваемое обществом и охраняемое законодательством право человека, предприятия или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо ресурсом или экономическим товаром.
Собственность имеет следующие признаки:
1) материально-вещественная форма;
2) наличие отношений, связанных с присвоением;
3) наличие
зависимости получаемого
4) наличие юридических документов, регулирующих отношения собственности.
При
этом собственность выполняет
1) соединяет средства производства и рабочую силу;
2) организует
и управляет объектами,
3) распределяет благо;
4) сберегает и накопляет благо;
5) стимулирует
и поощряет владельца
Виды собственности можно различить по двум основным линиям:
1) по субъектам, т. е. кто владеет собственностью;
2) по объектам, т. е. чем владеет собственник.
1.
Частная собственность
Частная
собственность имеет две
1) собственность самих граждан (индивидуальная собственность);
2) собственность
юридических лиц (
2. Общественная (публичная) собственность характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства.
Общественная
собственность совершенно необходима
в таких сферах, как наука, образование,
здравоохранение, социальное обеспечение
и т. д.
Национализация – это огосударствление собственности, передача ее из частного сектора экономики в государственный. Она может быть двух видов:
1) безвозмездной, т. е. без компенсации материального ущерба;
2) возмездной, т. е. с полной или частичной компенсацией ущерба.
Приватизация – это передача государственной собственности гражданам или юридическим лицам. Чаще передача собственности происходит посредством ее продажи на аукционах, а также сдачи в аренду с последующим выкупом.
Существуют и другие процессы разгосударствления (предприятия освобождаются от непосредственного государственного управления), формами которого выступают:
1) аренда;
2) выкуп;
3) создание
ассоциаций, акционерных обществ,
кооперативов и т. п.
Лекция № 4. Микроэкономика
1. Сущность рынка. Основные элементы рынка
Появление
общественного разделения труда, возникшего
между скотоводческими и
Обмен может осуществляться в двух формах:
1) бартер (обмен товара на товар);
2) товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:
Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд преимуществ:
Обмен составляет основу рыночного механизма.
Возникновение
и развитие рынка можно определить
следующими причинами.
1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.
Разделение производства на различные под отрасли.
2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми через обмен на рынке одного продукта на другой.
3. Экономическая обособленность производителей, которая обусловлена частной собственностью.
4. Свобода конкуренции, т. е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов.
Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:
1) регулирующая
функция – через механизм
2) стимулирующая
– через цену рынок
3) информирующая
– через изменяющиеся цены
рынок сообщает
4) ценообразующая
функция рынка возникает при
столкновении товарного спроса
и предложения, а также
5) посредническая
состоит в том, что рынок
напрямую соединяет продавцов
и покупателей, предоставляя
6) социальная
– рынок обеспечивает
7) санирующая
(оздоровительная) – рынок
Так, например, потребительский рынок включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и т. д., а рынок продовольствия можно разделить еще на сектора: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д.
Рынок средств производства – это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д.
Рынок
информации – это рынки научно-
Финансовый рынок – это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д.
Рассмотрим более подробно монопольные и конкурентные рынки.
На монопольном
рынке, как правило, один крупный
производитель продает
На конкурентном рынке, как правило, много продавцов, которые продают однородные товары, имеющие заменителей, при полном отсутствии диктата цен. На рынок легко вступить и также легко его покинуть.
Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:
1) организационную базу (фирмы, посреднические организации и т. д.);
2) материальную базу (складское и товарное хозяйство, транспорт и т. д.);
3) кредитно-расчетную базу (банки, страховые фирмы и т. д.);
4) государственные финансы;
5) систему законодательства, регулирующую правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.);
6) кредитную
систему, включающую банки,
Основными
элементами рынка являются спрос, предложение,
цена, конкуренция, их взаимодействие
носит название рыночного механизма.
Рыночная цена, которая формируется
на свободном рынке под влиянием
спроса и предложения, информирует
товаропроизводителя о необходимом товаре
(если товара не хватает, то цена на товар
высока).
2. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара
Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.
Товар является основной категорией рынка.
Существуют
различные классификации
Существуют две теории, анализирующие свойства товара.
1. Марксистская
теория трудовой стоимости.
1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);
2) стоимость
– это то, во что обходятся
производство товара и его
реализация (т. е. овеществленный в товаре
общественный труд);
3) меновая
стоимость – это
4) цена
– это денежное выражение
Свойства товара определены двойственным характером труда:
1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;
2) абстрактный
труд – это труд вообще
2.
Маржиналистская теория
Информация о работе Собственность как основа производственных отношений