Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:10, шпаргалка
Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.
Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.
«финансы» (finances - денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В современном понимании финансы - система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.
Финансы как экономическая категория - это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:
1) денежные отношения обусловлены существованием государства как органа управления;
2) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;
3) основой их существования и формирования является сфера материального производства;
4) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, кредит.
В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.
Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.
И финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит перераспределение ВВП и НД в межтерриториальном и межотраслевом разрезах. В процессе функционирования финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства, предприятий, банков и т.д.
Функционирование финансов является основой для создания кредитных ресурсов, в то же время функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
Тест:
а) Д. Монаган
б) Ж. Боден
в) Жан-Батист Сэй
2. Каким главным фактором обладают финансы, отличающих их от других экономических категорий?
а) наличием государства
б) системой экономических
в) наличием товарного
3. Взаимосвязь какой экономической категории и финансов предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма?
а) финансов и кредита
б) финансов и заработной платы
в) финансов и цены
4. С помощью каких экономических категорий происходит перераспределение ВВП и НД?
а) заработной платы и цены
б) цены и кредита
в) финансов и кредита
5. Финансы – это система….
а) денежных отношений
б) стоимостных отношений
в) банковских отношений
Сущность налога
Налог - обязательный платёж, который взимается гос-вом с физ и юр лиц.
Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам.
Миним. размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. Субъекты – физ и юр лица.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
В зависимости
от степени разделения властей налоговая
система может быть двух-, трехзвенной.
В странах с федеральным
Налоги выполняют четыре важнейшие функции.
1. Обеспечение
финансирования
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (распределит функция);
3. Государственное
регулирование экономики (
4.стимулирующая(создание условий экон роста и экон прогресса).
Виды налогов, их классификация
1.По способу взимания налогов
Прямые налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц(налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц).
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене(НДС, акцизы, таможенные пошлины). Такой налог фактически платит потребитель.
2. По субъекту-налогоплательщику.
Налоги с физических лиц(подоход налог);
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль и др);
Смешанные налоги,
которые уплачивают как физические
лица, так и предприятия и
3. По органу,
который устанавливает и
4. По уровню
бюджета, в который
Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты.
5. По срокам уплаты:
а) Срочные
б) Периодично-календарные.
2.1 Система налогообложения в РБ
Главным
контролирующим органом является Министерство
по налогам и сборам (МНС).
Основу налоговой системы Республики
Беларусь составляют Налоговый кодекс
Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах
и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь", который упорядочивает финансовые
отношения налогоплательщика и государства.
В налоговой структуре Республике Беларусь
основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют
косвенные налоги.
Основные налоги Республики Беларусь
2.2.1 Налог на добавленную стоимость
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя.
2.2.2 Акцизы
С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Акцизы обеспечивают 7-8 % доходов бюджета.
2.2.3 Подоходный налог
Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%.
2.2.4 Налог на прибыль
Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.
2.2.5 Отчисление на социальное страхование
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Организации и предприятия оплачивают 35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается из заработной платы работников.
2.2.6 Единый налог
для производителей
Информация о работе Шпаргалка по "Финансы как экономическая категория"