Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:20, шпаргалка
1. Предмет и содержание финансового анализа.
2. Метод, приемы и технические средства анализа.
3. Организация и источники финансового анализа.
4. Последовательность проведения финансового анализа.
...
12. Ликвидность предприятия и ее показатели.
Последовательность
проведения финансового анализа
Анализ структуры доходов и расходов.
Факторы формирования выручки. Факторы
формирования прибыли от реализации продукции.
Виды прибыли. Качество прибыли. Анализ
безубыточности. Анализ структуры баланса.
Ликвидность, устойчивость. Оборотный
капитал. Чистые активы. Анализ денежных
потоков. Операционный, инвестиционный
и финансовый денежный поток. Анализ ликвидности
(краткосрочной платежеспособности). Анализ
финансовой устойчивости (долгосрочной
платежеспособности). Анализ оборачиваемости
(эффективности управления). Анализ рентабельности.
Рентабельность продаж. Рентабельность
собственного капитала. Средневзвешенная
стоимость капитала. Анализ рыночной привлекательности.
Финансовые критерии принятия управленческих
решений.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения ее качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Его основные задачи:
Объекты анализа |
Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту |
Качество продукции | |
Структура производства и реализации продукции | |
Ритмичность производства и реализации продукции |
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность формы №1-П (годовая) «Отчет по продукции», форма №1-П (квартал) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции», форма №2 («отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»).
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства.
Валовая продукция (ВП) – это вся выпущенная продукция и сумма всех произвед-ых работ.
Товарная продукция (ТП) – это ВП минус работы промышл. хар-ра, или это реализов. прод.+ неоплаченная прод.
РП – это продукция подлежащая продажи
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реальной продукции (штуки, метры, тонны и т.д.).
Их используют
при анализе объемов
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции.
Большое влияние на результаты хоз. деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Ассортимент (номенклатура) – это определенная совокупность производимых продуктов разных по свойству, назначению и количеству.
Структура продукции (состав) – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должны учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы , завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации к унификации, надежность и долговечность.
Различают: обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели – характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения (удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес высшей категории качества и т.д.).
Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из ее свойств:
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и другие.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Выпуск брака
ведет к повышению
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению
Основными причинами понижения качества является: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства.
Трудоемкость ~ затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции. Трудоемкость единицы продукции (ТЕ) рассчитывается делением фонда рабочего времени на изготовление определенного вида продукции на количество изделий этого наименования в натуральном или условно-натуральном измерении. Можно рассчитывать и трудоемкость одного рубля продукции. Для этого общий фонд рабочего времени на производство всей продукции нужно разделить на стоимость выпуска продукции. Полученный показатель обратный среднечасовой выработке продукции.
Снижение трудоемкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции, а именно за счет выполнения плана оргтехмероприятий (внедрение достижений науки и техники, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование организации производства и труда), увеличения удельного веса покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, пересмотра норм выработки и т.д.
В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет сравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях. Это дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.
Плановый прирост
Фактический рост производительности труда за счет снижения трудоемкости к уровню прошлого года.
Зная, как изменилась среднечасовая выработка, можно определить изменение трудоемкости продукции:
Как видим, между
трудоемкостью продукции и уров
Удельную фактическую трудоемкость в сопоставимых с планом условиях можно представить в виде алгоритма:
где ВПф - фактический объем валовой продукции; АВПстр, АВПК соответственно изменение объема валовой продукции за счет структуры производства и кооперированных поставок; Тф - фактические затраты рабочего времени на выпуск продукции; Тн - непроизводительные затраты времени; Тэ - экономия рабочего времени в связи с внедрением мероприятий НТП.
Изменение среднего уровня удельной трудоемкости может произойти за счет изменения ее уровня по отдельным видам продукции (TEi) и структур, произведена (УДi). При увеличении удельного веса более трудоемких изделий средний ее уровень возрастает и наоборот:
Влияние этих факторов на средний уровень трудоемкости можно определить методом цепной подстановки через средневзвешенные величины
Следует иметь
в виду, что изменения в урснне
трудетмкости не всегда оцениваются
однозначно. Иногда тру;:емкость возрастает
при значительном удельном весе вновь
осваиваемой продукции или
Для всесторонней оценки выполнения пл;-:а по тр аоемкости продукции и выявления резервов роста прои:водитель- :сти труда необходимо анализировать выполнение норл вырабсчки рабочими-сдельщиками индивидуально и в срел-гм по предприятию.
В заключение анализа необходимо определить резервы снижения удельной трудоемкости продукции по отдельным изделиям и в целом по предприятию:
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами
анализа себестоимости
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные элементы и статьи затрат.
С/сть – это стоимость продукции для предприятия. Структура с/сти:
Выделяют следующие виды анализов с/сти:
При проведении анализа необходимо сравнить плановые и фактические затраты на производство и реализацию продукции. Также анализируют динамику каждой из статей затрат. Рассматривают какие из статей затрат внесли наибольшее изменение в структуре с/сти и структуре реализации продукции.