Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:21, шпаргалка

Описание работы

финансы и их функции
Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.
Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

Работа содержит 1 файл

финансы и их функции.docx

— 27.73 Кб (Скачать)

    В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят  из налоговых, неналоговых и безвозмездных  поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных  фондов — 9 %. 

    Расходы государственного бюджета — это  денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  государственного и местного самоуправления.[3]

    Все расходы  можно подразделить на следующие  группы:[2]

    военные;

    экономические;

    на социальные нужды;

    на внешнеполитическую деятельность;

    на содержание аппарата управления.

  1. Бюджетный дефицит.

    Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

    Сбалансированность  бюджета

    В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы  государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

    Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов  бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий  объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При  этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие  дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство  между расходами и суммарной  величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает  поступления) фактически нельзя назвать  бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

    Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

    Сбалансированный  бюджет является основой нормального  функционирования органов управления государства и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных  и муниципальных заказов, возникновению  проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью  соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого  добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом  неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

    Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном  планировании применяется  ряд методов:

    Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

    Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению  их расходных полномочий.

    Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

    Модернизация  бюджетного регулирования в сфере  межбюджетных отношений.

    Планирование  бюджетных расходов, влекущих за собой  потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

    Соблюдение  принципа экономии расходов; отказ  от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного  блага.

    Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

    Важным  инструментом в деле обеспечения  сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура  санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных  обязательств. Этим достигается недопущение  расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления  расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и  эффективным хозяйствованием в  бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

    Причины образования бюджетного дефицита

    Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных  расходов в связи со структурной  перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение  доходов государственного бюджета  в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные  обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический  популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми  ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

    Проблема  сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём  необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает  интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники  пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается  на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту  теневой экономики).

    5. внебюджетные фонды.

    Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

    Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

    Пенсионный  фонд Российской Федерации;

    Фонд социального  страхования Российской Федерации;

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    Ранее также  функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций  исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

    К экономическим  относятся:

    Российский  фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

    финансовые  фонды поддержки отраслей;

    инвестиционные  фонды и др.

  1. гос. долг.

    Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 299 дней].

    Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

    Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

    Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

    Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

    В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

    11. Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

    Основные  цели фискальной политики

    Фискальная  политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько  целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что  может быть успешным только в том  случае, когда все ресурсы в  экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется  и общий уровень цен[3]. Под влияние  фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

    Недостатки  фискальной политики

    Эффект  «Crowding-out»

    Данный  эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров  и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими  экономистами, особенно представителями  монетаризма. Когда государство  увеличивает свои расходы, ему требуются  деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к  тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли  или просто нехватка денег для  выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и  предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В  итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать  все меньше кредитов, что ведет  к снижению инвестиций в экономику  страны. Таким образом, стимулирующая  фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается  должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов.

    Другие  недостатки

    Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности  его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства.

    Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку  не все агенты в экономике действуют  рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно  определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических  колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться  на экономике.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"