Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
1. Финансы как историческая и экономическая категория. Функции финансов. Финансы – совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства (национального дохода), путем формирования и использования финансовых ресурсов для удовлетворения общественных и личных потребностей. Главная черта, отличающая финансы от другой категории, что в процессе распределения ВВП посредством финансов формируются денежные фонды (- четко обособленные денежные средства, которые планомерно, в установленном порядке, формируются и используются на заранее установленные цели). Выделяют 2 группы ден.фондов: централизованные или ден.фонды гос-ва – гос.бюджет, бюджет гос.соц.страх., пенсионный фонд, фонды обязат.мед.страх.; и децентрализованные или фонды предприятий, учреждений и организаций. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы. Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства. 2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. 3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных). Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами: - через эффективное вложение финансовых ресурсов; - создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); - использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).Функции финансов. Финансы выполняют 2 основн. Ф-ии: - распределительная ф-ия – выражается ч/з процесс формирования и испо-ия фондов ден.средств для удовлет. Соответ. Целевых потребностей хоз. Системы в финн. Ресурсов. ВВП Фонд возмещения Амортизац. Отчисления оборотные сред-ва НД Гос-во п/п рабочие, служащие НДС акцизы прибыль ФОТ Б Произ-ая и не произ-ая сфера, население. Объектом дей-я распр. Ф-ии выступает ВВП и НД. Процесс распр. ВВП и НД распадается на 2 этапа: первичное и вторичное распред. Контрольная ф-я – выражается ч/з целевой ф-ый контроль за кол-ми и кач-ми параметрами процессов, как мобилизации, так и использовании финн. Ресурсов. | 2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья. Финн система – это совокупность финн. Отношений и органоа, к-ые эти отношения приводят в дей-ие, в процессе к-ых образуются и исп-ся различные ден.фонды. Финансовые Органы управ. отношения 1 сфера Финансы орг-ий бухгалтер. Звенья: 1. коммер. Финн.отделы 2.некоммер. службы, 2 сфера Общест. МинФин РФ, ФНС Финансы департаменты фин.админ.областей краев Звенья: 1. бюджетная система(ФБ, региональные, местные бюджеты) 2. внебюд. Фонды Правление (гос. И не гос.) 3. гос. Кредит так же как и по бюджетной системе 3.сфера страхование Бухгалтерии Звенья: 1.личное финн.отделы 2. имущ.-ое 3. ответ-ти 4. сфера Финн. Дом хоз. Семья бюджетная система один из главных звеньев финансовой системы – С его помощью правительство концетрируется в своих руках значительную часть НД, перераспред-ого финан-ми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономич. отношении расходы. Внебюджетные фонды используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения. Они управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:· наличие дополнительных средств у органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования ресурсами в условиях нестабильной экономики; · строгое целевое использование средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета; · возможность направления средств фондов для покрытия бюджетного дефицита при условии наличия активного сальдо.Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Гос. Кредит – пред-т собой особую форму ден. Отношений м/у гос-м и юрид. И физ-ми лицами, при кот-ых гос-во выступает в основном как заемщик средств, а так же кредитор и гарант.Фонды страхования – обеспечивают возмещения понесенных убытков стихийных бедствий и несчастных случаев, а т.ж. способствуют их предупреждению. Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающихтаковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба егоучастникам, который возник в результате причинения вреда.Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожаютжизни человека, его трудоспособности и здоровью. Страхование ответственности - представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступаетответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда.Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для России. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховыеобщества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов.Финансы предприятий - являются системой отношений, которыесвязаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами,финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и расходов. Финансовые отношения имеют место между: предприятиями при оплате разнообразных поставок, работ, услуг, реализации продукции, уплате и взыскании штрафных санкций; предприятиями при взаимных финансовых вложениях (долевое участие, приобретение ценных бумаг, предоставление займов); предприятиями и индивидуальными акционерами при распространении акций и выплате дивидендов по ним; предприятиями и трудовыми коллективами в процессе расчетов по оплате труда; предприятиями и подотчетными лицами, персоналом предприятий по операциям, не относящимся к расчетам по оплате труда , а также разными дебиторами и кредиторами; предприятиями, арендаторами, вышестоящими организациями по арендным платежам; предприятиями и государственным бюджетом при начислении и уплате налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении налоговых льгот; предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными фондами при начислении и уплате страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, Фондзанятости и т.д.;предприятиями и банками в процессе кредитования и погашения кредитов, приуплате процентов, при осуществлении прочих видов банковского обслуживания. | 3. Финансовая политика: содержание, цели и задачи. Элементы финансовой политики. Условия, кот-ое создает гос-во для нормального фун-ия рынка. 1. Гос-во формирует свод правил и ограничений рыночной д-ти, контроль за его д-ью. Гос-ое регулирование рынка осущ-ся посредством законодательства, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. 2. Гос-ое воздействие на рынок прояв-ся посред-м изъятия части прибыли, дохода, ч/з дей-ие системы н/о, путем обяз. Платежей в бюджет, т.е. ч/з формирование оптимальной налоговой политики. 3. Выполнение гос. Своих функций – обеспеч. Стабильности обществ., к-ая лежит в основе соц. Полит. Гос-ва. Звенья финн.политики: 1. разработка общей концепции финн. Политики, определение стратегии и тактики; 2. создание адекватного финн. Механизма; 3. управление финансами д-ью гос-ва и др. субъектов экономики. Финн. Стратегия – долговременный курс финн.политики, рассчит-ый на перспективу и предусматривающий решение крупномаштабных задач. Финн. Тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финн.связей, перегруппировки финн.ресурсов. Финн. Механизм – совокупность видов, форм орг-ии финн.отношений, специфических, методов и способов их кол-го поведения. Управление финансами – это целенаправлен. Д-ть гос-ва, связанная с практическим исп-ем финан. Механизма. Элементы: - прогнозирование; - планирование; - оперативное управление; - регулиров; -контроль. Задачами финансовой политики является: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. | 4. Управление финансами. Органы государственного финансового управления. Управление финансами (финансирование) - деятельность по эффективному привлечению и использованию денежных средств. Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. То есть, управление финансами направлено на получение денежных средств извне, и в дальнейшем на распоряжение ими с целью достижения наилучшего результата (уровня получаемой прибыли). Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем). Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между "притоком" и "оттоком" денежных средств. Обычно это называется "планированием финансовых потоков". Основным источником денежных средств является доход компании, т.е. то, что компания получает от своей деятельности: продажи продукции, сдачи в аренду имущества, получения процентов от инвестиций в другие компании и виды деятельности, и т.п. Также источниками доходов могут являться: поставщики сырья, материалов, которые могут предоставить "косвенный" кредит компании в виде возможности отсрочить платежи; кредиты банков и других кредитных организаций; продажа собственных акций или облигаций. За привлечение средств из этих источников компания платит определенную цену, которая называется стоимостью капитала. Она выражается в средней процентной ставке, которую компания выплачивает собственнику средств. Процентная ставка зависит от того, насколько надежна данная компания, иными словами, насколько велика степень риска. Последняя зависит от качества предприятия и времени погашения кредита. Чем стабильнее положение предприятия, тем меньший процент оно будет платить за заемные средства. Соответственно, чем больше времени потребуется для возврата займа, тем выше будет процентная ставка. Органы управления финансами и их функции. 1)Минфин РФ: подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма внебюджетных отношений с субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы; участвует в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой политики; разрабатывает проекты федерального бюджета, исполняет фед. бюджет; проводит с участием ЦБ РФ гос. политику в области эмиссии и размещения гос. ц.б.; подготавливает предложения по формированию и использованию средств гос. внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов и др. 2) Министерство по налогам и сборам РФ: проводит непосредственно и организует работу гос. налоговых инспекций (ГНИ) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства; разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и др. налоговых документов; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки ден. документов, регистров бух. учета, отчетов, планов, смет и др. документов; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы НИ в субъектах РФ; координирует работу по взаимодействию с органами гос. Власти и управления всех уровней и др. 3)Учреждения ЦБ РФ: Принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов; распределяют в установленных размерах доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов, производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет; выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов; ведут учёт доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям ЦБ и фин.органам, ведут учёт средств местных бюджетов; производят расчётное кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и местных бюджетах; осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств. 4)Министерство гос. имущества РФ: координирует деятельность соответствующих фед. органов в области управления и распоряжения фед. собственностью; организует и контролирует реализацию программы приватизации; организует учет фед. имущества и ведение его реестра; создает комиссии по приватизации фед. имущества; осуществляет преобразование гос. унитарных предприятий в ОАО; разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации гос. имущества и др. 5)Счетная палата РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов; контроль за законностью и своевременностью движения средств фед. бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. 6)Федеральное казначейство РФ: организация бюджетного и фин. исполнения фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы; ведение сводного реестра распорядителей средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов и фед. внебюджетных средств; управление доходами и расходами фед. бюджета; организация и ведение операций по счету гос. казны; управление и обслуживание гос. внутреннего и внешнего дога совместно с ЦБ РФ; организация осуществления взаимных расчетов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ и др.
|
5. Финансовое планирование. Его особенности и задачи. Место финансового планирования в экономике определяется тем, что планирование есть одна из функций управления, поэтому финансовое планирование – функция управления финансами. Управление финансами осуществляется на территориальном уровне и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. место финансового планирования в экономике определяется следующим: финансовой планирования является функцией финансового менеджмента и методом финансового механизма. Эффективное управление финансами невозможно без финансового планирования. Содержание финансового планирования централизованных фондов финансовых ресурсов заключается в анализе и планировании денежных потоков, выборе стратегии привлечения ресурсов, и распределения и перераспределения, разработке финансовой политики и контроль за использованием средств. Содержание финансового планирования в организации заключается в следующем: · анализ и планирование денежных потоков;· выбор стратегии привлечения внешних ресурсов; · управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; · разработка учетной и налоговой политики;· выбор дивидендной политики. Кроме того, особенностью финансового планирования является: · объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность; · сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств;· финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства;· финансовые планы, показатели, задания всегда выражаются в стоимостной форме. Целью планирования финансов является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходование в плановый период. К задачам планирования финансов относят: 1. обеспечение хозяйственного процесса необходимыми денежными средствами;2. установление финансовых отношений с другими фондами финансовых ресурсов; 3. осуществление контроля за образованием и использованием денежных фондов.
| 6. Виды финансового планирования. Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно: распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний); адаптация к внешней среде ;внутренняя координация; осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее). Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. тактическое планирование может содержать следующие задачи:
• создание новых производственных мощностей (скажем, путем приобретения цеха по обработке цыплят или поглощения соседней фермы, обладающей таким цехом); • специальная подготовка в маркетинге и обучение персонала; • создание более мобильной системы распределения, налаживание контактов с новыми торговыми точками. * Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием - это разница между целями и средствами. Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин "оперативное" более ярко, чем термин "тактическое", подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке, в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджетов организации. Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма планирования стоит перед промышленными предприятиями. | 7. Становление и развитие финансового контроля, его сущность и необходимость. Финн. Контроль – совокупность дей-ий и операций по проверке фин. вопросов д-ти гос-ва и п/п с применением специфич. Форм и методов его орг-ии. Сферой финн. Контроля – формиров. И исп-ие фондов ден. Средств во всех звеньях хоз-ия в процессе распред. ВВП и НД. Непосредственным предметом проверок выступают пок-ли финн.планов. Объекты финн.контроля – практически все операции совершаемые с использ. денег, а т.ж. некоторые операции осущ-ся без них. История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов. В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1. Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях. В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора. Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности. В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств. Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами. Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ. | 8. Формы и методы финансового контроля. В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства. Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений. Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения. Различают следующие методы проведения контроля: 1. проверки;2. обследования;3. надзор;4. анализ финансового состояния;5. наблюдение (мониторинг);6. ревизии. Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России -- за страховыми фирмами. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наблюдение (мониторинг) -- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия -- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. |
Распределительная (распределение ВНП) и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.