Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".
36.Финансовый актив как объект купли-продажи. Финансовый актив, как и любой другой товар, продающийся на рынке, имеет несколько характеристик, определяющих целесообразность купли-продажи этих специфических товаров. В отличие от обычных потребительских товаров финансовые активы приобретаются не с целью их фактического потребления, а с намерениями в дальнейшем либо получать регулярный доход, генерируемый данным активом (проценты, дивиденды), либо спекулятивный доход (от купли- продажи). Поэтому наибольший интерес представляют такие характеристики финансового актива, как стоимость, цена, доходность и риск. Различие между ценой и стоимостью финансового актива в том, что - стоимость - расчетный показатель, а цена - декларированный, который можно видеть в прейскурантах, ценниках, котировках; - в любой конкретный момент цена однозначна, а стоимость многозначна, при этом оценка стоимости зависит от числа профессиональных участников ранка, формы эффективности рынка. Потенциальный покупатель некоторым образом рассчитывает стоимость актива и сравнивает ее с декларированной ценой. Если стоимость ниже цены, то, с позиции конкретного инвестора, данный актив продается в настоящее время по завышенной цене, поэтому инвестору нет смысла приобретать его на рынке. Если стоимость выше цены, то цена актива занижена, есть смысл его купить. Если цена и стоимость совпадают, можно говорить о равновесном рынке в отношении данного актива. С позиции финансирования деятельности организации среда множества ценных бумаг особую роль занимают долевые ценные бумаги (акции) и долговые ценные бумаги (облигации).
37.Теоретические концепции оценки финансовых активов.
38.Классификация оборотных активов с позиции финансового менеджмента. В состав предметов труда входят: - сырье и основные материалы; - вспомогательные материалы – топливо, тара и тарные материалы для упаковки, запасные части; - покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Кроме того, к оборотным фондам относят и некоторые орудия труда: запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование и т. д. По функциональному назначению оборотные средства подразделяются на: 1.оборотные производственные фонды; 2.фонды обращения. Оборотные производственные фонды уже авансированы в сферу производства. Они являются материальной основой производства. Кроме того, по источникам формирования различают собственные, заемные и привлеченные оборотные средства. Собственными источниками формирования оборотных средств служат: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд социальной сферы, целевые поступления и финансирование, нераспределенная прибыль. Помимо собственных источников для формирования оборотных средств предприятие использует источники, приравненные к собственным, - так называемые устойчивые пассивы. Они не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используются на законных основаниях. К ним относят ресурсы, постоянно находящиеся в обороте предприятия, увеличивая его оборотные средства. Заемные источники. К ним относят краткосрочные кредиты и займы. Краткосрочные ссуды представляются коммерческими банками на основе кредитных договоров на создание сезонных запасов сырья и материалов, восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, осуществление расчетов и т. д. Коммерческие кредиты других предприятий представляются в виде займов, авансов, векселей. К привлеченным источникам принадлежит кредиторская задолженность.
39.Производственный и финансовый циклы и их продолжительность. Экономическую эффективность использования оборотного капитала определяют через показатели оборачиваемости. В разных отраслях оборачиваемость оборотных средств различна и зависит прежде всего от производства. Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям. Финансовый цикл – это промежуток между сроком платежа перед поставщиками по обязательствам и получение денег от покупателей. Между продолжительностью производственного и финансового циклов предприятия существует тесная связь, которая отражается в операционном цикле. Операционный цикл – это период оборота общей суммы оборотных средств предприятия. Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов совершаемых за определенный период и характеризует объем реализованной продукции на 1 рубль оборотных средств, вложенный в производство. Коб = ВР/ Сок. Рост коэффициента оборачиваемости означает рациональное и эффективное использование оборотных средств. Его снижение говорит об ухудшении финансового состояния предприятия. Длительность одного оборота оборотных средств ПО = Сок*360/ВР. Чем короче один оборот, тем предприятие требует меньше оборотных средств, а значит эффективно они используются.
40.Факторы, влияющие на структуру оборотных активов. Структура оборотных активов отражает специфику операционного цикла и показывает соотношение между отдельными статьями текущих активов. Структура оборотных средств зависит от факторов: 1) Производственные факторы – состав и структура затрат на производство, тип производства (массовое, единичное), длительность и сложность производственного цикла, темпы роста производства и реализации продукции и т.д. Если на предприятии наблюдается тенденция роста производства и реализации, что требует увеличения величины оборотных активов. Это в совокупности с большой длительностью производственного цикла определяет структуру оборотных активов; 2) Отраслевые особенности производства и характер деятельности. Влияют такие факторы, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых и т.д. В то же время на предприятие сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно специализация, кооперация, удобство транспортно-экономических связей. 3)Особенности материально-технического снабжения – вид сырья и условия его поставки. 4) Формы расчетов с поставщиками и покупателями, расчетно-платежная дисциплина. Замедление оборачиваемости и нарушение эффективности использования оборотных средств. 5.Финансовое состояние и учетная политика. Большое значение играют методы оценки запасов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости приобретения (метод ФИФО).
41.Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность использования оборотных активов. Для каждого предприятия важно эффективное использование оборотных средств, так как от их состояния и использования напрямую зависит финансовое положение предприятий. Эффективность использования оборотного капитала зависит от влияния внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: налоговая и кредитная политика государства, общеэкономическая ситуация в стране, платежеспособность покупателей, уровень инфляции. На данные факторы предприятие повлиять не может, а только может учитывать в своей деятельности и приспосабливаться к ним. К внутренним факторам относится система расчетов за товары и услуги, ценовая политика предприятия, длительность производственного цикла, структура активов и эффективность управления ими, привлечение кредитов и займов. Именно данные факторы являются значимыми резервами повышения эффективности использования оборотных средств.
42.Сущность собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей. Для определения состояния организации оборотного капитала на предприятии определяется величина СОС (ЧОК), который представляет собой разницу между текущими активами и текущими пассивами. По величине СОС судят, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов для финансирования постоянных активов (основных средств). Величина его должна быть, как минимум положительна. СОС – это часть оборотных активов, которая покрывается собственными средствами и долгосрочными обязательствами. Это величина превышения собственных средств и долгосрочных обязательств над основными средствами (которые и остаются на формирование СОС). Оставшуюся часть оборотных активов финансируют в долг, за счет кредиторской задолженности. Не хватает кредиторской задолженности – приходится брать краткосрочный кредит. Таким образом, подошли к понятию ТФП. ТФП – это разница между текущими активами (без ДС) и КЗ. Это разница между средствами иммобилизованными в запасах, а также в ДЗ, и суммарной КЗ. Это не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни КЗ часть оборотных активов. Это недостаток СОС. Это потребность в краткосрочном кредите. ТФП рассч-ся: ТФП = Запасы сырья и ГП + ДЗ – КЗ, ТФП пока-т потр-сть в кратк-ом кредите.
43.Расчет экономического эффекта в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств. Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в высвобождении средств из оборота; при замедлении – вовлечение дополнительных средств. Расчет величины дополнительно привлеченных средств: ОСприв = ВР0 / Тк * (ПО1-ПО0). Если с + - дополнительное привлечение средств. В результате ускорение оборачиваемости оборотных средств находится по формуле: Пр = П0* Коб; Коб= (Коб1-Коб0)/Коб0, где По – прибыль базисного периода. Обобщенным показателем эффективности использования оборотного капитала является рентабельность: Рок = Пр/Сок*100%. Сколько прибыли приходится на 1 рубль оборотного капитала.
45.Этапы разработки политики управления оборотными активами. 1этап: Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования. 2этап: Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Политика управления оборотными активами определяет, насколько предприятие готово пойти на риск возникновения убытков, связанный с нехваткой той или иной категории оборотных активов . 3 этап: Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов , обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий.
На первой
стадии определяется система мероприятий
по реализации резервов, направленных
на сокращение продолжительности
На Второй стадии на основе избранного типа политики формирования оборотных активов , планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов
На третьей стадии определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период
4этап: Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется по следующим стадиям:
На первой стадии по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны»
На второй стадии по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.
На третьей стадии определяется сумма постоянной части оборотных активов. 5этап: Обеспечение необходимой ликвидности и рентабельности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов . 6этап: Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников.
47.Политика финанасирования оборотных активов предприятия.
48.Классификация внеоборотных активов с позиции финансового менеджмента.
49.Движение
операционных внеоборотных
активов в процессе
их кругооборота.
50.Этапы формирования политики управления операционными внеоборотными активами предприятия. Политика управления операционными внеоборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования. Политика управления операционными внеоборотными активами предприятия формируется по следующим основным этапам: 1.Анализ операционных внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде; 2.Оптимизация общего объёма и состава операционных внеоборотных активов предприятия; 3.Обеспечение своевременного обновления операционных внеоборотных активов предприятия; 4.Обеспечение эффективного использования операционных внеоборотных активов предприятия; 5.Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов предприятия.
52.Экономическая сущность капитала. С развитием экономической мысли сущность категории капитала изменялась. Основные теоретические школы трактовки капитала - меркантилистская теория: капитал - сокровища, т.е. золото, деньги. Основным источником формирования капитала считался положительный торговый баланс страны; - школа физиократов: капитал - земля и «авансы» в землю. Источник формирования капитала - сельскохозяйственное (земледельческое) производство; - школа классической политэкономии: капитал - накопленные запасы средств производства, предназначенные для изготовления продукта. Более широко рассматривали сферу его применения, в качестве источника капи ттала считали сферу промышленного производства; - марксистское экономическое учение: теория капитала охватывала систему общественно - экономических отношений капиталистического общества. Источник капитала - прибавочная стоимость, которая образуется прибавочным трудом наемных работников в сфере производства; соответственно, капитал - средство эксплуатации наемных работников; - неоклассическая теория капитала. Понятие капитала рассматривается при этом с различных сторон: 1.Капитал - объект экономического управления, т.е. капитал является категорией экономической, проявляющей себя в сфере экономических отношений. Все экономические отношения, как на макро -, так и на микроуровне являются объектом управления, следовательно, капитал является объектом управления; 2. Капитал - накопленная ценность, т.е. он является формой ранее накопленных продуктов прошлого труда, экономической ценностью, накопленной на определенную дату; 3. Капитал - фактор производства, т.е. он задействован в процессе производства и оказывает определяющее влияние на его результаты; 4. Капитал - инвестиционный ресурс, т.к. его экономическая природа связана с движением (инвестированием, реинвестированием). Процесс использования капитала как реального инвестиционного ресурса представляет собой «чистое капиталообразование» (объем валовых инвестиций капитала, уменьшенный на амортизационные отчисления); 5. Капитал - источник дохода, т.к. он всегда потенциально способен приносить доход при условии его эффективного применения. Доход на капитал выступает в виде процентного дохода; 6. Капитал - объект временного предпочтения; т.е. процесс функционирования капитала связан с фактором времени. Экономическая ценность сегодняшних и будущих благ неравноценна: сегодняшние блага всегда оцениваются выше благ будущих, что в экономической теории выражается в виде «временного предпочтения». Чтобы преодолеть стереотип «временного предпочтения» и побудить собственников отказаться от использования капитала на текущее потребление в пользу его накопления для будущего использования, необходимо обеспечить соответствующее вознаграждение; 7. Капитал - объект рыночного обращения (купли - продажи), в связи с чем сформирован особый вид рынка - рынок капиталов. Спрос на капитал обусловлен стремлением к его приобретению как инвестиционного ресурса; предложение капитала обусловлено стремлением к его реализации как накопленной ценности, приносящей доход. Спрос и предложение формируют цену капитала, в качестве которой выступает среднегодовая ставка доходности каптала;