Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:51, реферат
Целью данной работы является рассмотрение составляющих финансовой системы, изучение назначения и специфических признаков сфер и звеньев финансовых отношений, их значение в управлении финансовой системой государства.
Введение
1. Внутреннее строение финансовой системы
2. Сферы и звенья финансовых отношений
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Киевский Национальный Экономический Университет им. В. Гетьмана
Крымский
экономический институт
по дисциплине: «Финансы»
на тему:
«Сферы
и звенья финансовой системы»
Выполнила
студентка 3 курса группы Ф-32
Ткаченко
Мария
Симферополь, 2011г
Содержание
Введение | 3 |
1. Внутреннее строение финансовой системы | 4 |
2. Сферы и звенья финансовых отношений | 6 |
Заключение | 12 |
Список использованной литературы | 13 |
Введение
Финансы представляют собой достаточно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разносторонних обменно-распределительных отношений, которые отражаются в разнообразных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение определенных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки. Внутренняя структура финансовой системы отражает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
Целью данной работы является рассмотрение составляющих финансовой системы, изучение назначения и специфических признаков сфер и звеньев финансовых отношений, их значение в управлении финансовой системой государства.
1. Внутреннее строение финансовой системы
Выделение
составных элементов
Внутренняя структура финансовой системы отражается объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы (схема 1). Выделяют четыре сферы:
Схема 1
Сферы финансовых отношений
Мировое
хозяйство
Макроэко-
номика
Микроэко-
номика
Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Выделение звеньев проводится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансов субъектов хозяйствования отражает движение денежных потоков предприятий. Поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности, то эта сфера не делится на отдельные звенья. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности и отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют ее суть.
Сфера государственных финансов, характеризующая финансовую деятельность государства, делится на такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.
Сфера
международных финансов отражает перераспределительно-обменные
отношения и централизацию
Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.
2. Сферы и звенья финансовых отношений
Каждая
сфера и звено финансовой системы
имеют соответствующее
Финансы субъектов хозяйствования предназначены для обеспечения деятельности предприятий. Они выступают базовой основой всей финансовой системы, поскольку именно здесь создается ВВП, который выступает объектом финансовых отношений.
Обменно-
Деятельность субъектов хозяйствования зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами. Это, в свою очередь, определяется массой полученных доходов и уровнем их изъятия и поступления через системы внешних финансовых отношений.
Внутренние финансовые отношения могут носить фондовый или канальный характер. Фондовый характер означает, что сначала происходит концентрация финансовых ресурсов в фондах денежных средств, а затем их использование согласно с назначением фонда. При этом выделение фондов может иметь частичный характер, когда отдельно ведется их учет, и полный, когда они концентрируются на отдельных счетах в банке. При канальном характере финансовых отношений использование средств происходит по определенным направлениям с одного счета согласно потребностям предприятия.
Страхование является обособленным звеном финансовой системы, которое отражает отношения по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов. В финансовой системе оно занимает промежуточное место между финансами субъектов хозяйствования и государственными финансами. С одной стороны, осуществление страхования обеспечивается через страховые компании, которые являются обычными субъектами предпринимательства, то есть их деятельность принадлежит уровню микроэкономики. С другой стороны, создаваемые фонды характеризуют перераспределение финансовых ресурсов между отдельными субъектами страхования и таким образом имеют признаки принадлежности к макроуровню. При этом коллективные страховые фонды могут создаваться и государственными страховыми компаниями. В этом случае они будут принадлежать к системе государственных финансов.
Государственные
финансы характеризуют
Государственные
финансы включают централизованные
звенья – бюджет, фонды целевого
назначения и государственный кредит,
а также децентрализованные –
финансы субъектов
Финансовые отношения в сфере централизованных государственных финансов имеют фондовый характер и делятся на два направления: мобилизация средств государством и их выделение. Мобилизация средств осуществляется с помощью налогов, платежей, отчислений, взносов и сборов, которые поступают в бюджет и фонды целевого назначения. Выделение средств осуществляется в форме инвестиций, дотаций и субсидий, кредитов, сметного финансирования, государственных пенсий и помощи, возмещения затрат. Взаимоотношения с бюджетом и фондами целевого назначения регулируются на законодательной основе.
Бюджет государства – это основной фонд финансовых ресурсов и определяющее звено государственных финансов. Он предназначен для финансового обеспечения выполнения государством его функций: управления обществом, обороны страны, экономической и социальной. С помощью бюджета регулируется деятельность всех сфер и звеньев финансовой системы, то есть с позиций управления финансами это определяющее звено, которое направляет в заданном направлении развитие общества.
Фонды целевого назначения характеризуют централизацию финансовых ресурсов для решения конкретных задач и проблем. Их характерным признаком являются четко определенные источники формирования и направления использования. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, поэтому их состав достаточно разнообразен в разных странах в разные времена. Среди них выделяются такие, которые носят стабильный характер, например, пенсионные фонды и фонды занятости, а также те, которые характеризуют относительно временные потребности, как, например, в Украине Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.
Государственный кредит характеризует отношения, при которых государство выступает заемщиком. Кредиторами могут выступать юридические и физические лица данной и других стран, правительства других стран, международные организации и финансовые институты. Мобилизированные при помощи государственного кредита средства направляются на покрытие бюджетного дефицита или в отдельный фонд, предназначенный для инвестиций при выпуске целевых займов.
Финансы государственного сектора экономики включают те же отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Они регламентируются государством как на основании законов, так и в форме государственного управления.