Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:00, доклад
Сберегательная политика - это совокупность мер и мероприятий, проводимых государством, фирмами и домохозяйствам для: обеспечения сохранности средств; увеличения потребления будущих периодов; получения дополнительного дохода; повышения уровня развития (благосостояния).
Сберегательная
политика - это совокупность мер
и мероприятий, проводимых государством,
фирмами и домохозяйствам для:
обеспечения сохранности
Под
предметом сберегательной системы
будем подразумевать то, на основании
чего зарождаются, формируются и
развиваются взаимоотношения
Субъектом сбережений является сберегатель или тот, кто непосредственно может сберегать. В частности, В.М. Родионова определяет сберегателя как «юридическое или физическое лицо, накопившее денежные средства, которые можно инвестировать в ценные бумаги».
Цели сберегательной политики:
Создание
условий для нормального
Возрождение и стимулирование развития процесса трансформации сбережений в инвестиции;
Создание условий для роста потребления и уровня благосостояния населения.
Направленность сберегательной политики определяется общими макроэкономическими задачами:
Ускорение темпов
Увеличение сбережений будет
способствовать снижению
Государственная просберегательная политика есть самый прямой путь к усилению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Необходимость реализации комплекса сберегательной политики определяется:
Кризисом банковской системы и падением доверия к банкам, который преодолеть банкам в одиночку невозможно;
Необходимостью проведения
Необходимостью стимулирования сохранения средств в ценных бумагах (фондовый рынок), недвижимости (рынок недвижимости), золоте и других драгоценных металлах (рынок драгоценных металлов), для чего необходимо выработать принципы функционирования всех упомянутых «сберегательных» рынков.
Без внедрения и развития сберегательной политики достижение этих целей проблематично, так как сегодня отечественная банковско - кредитная система потеряла доверие населения, фондовый рынок находится в состоянии стагнации, у предприятий нет ни денег, ни возможностей для выхода из кризиса.
На
основании всего
В ходе организации и протекания сберегательного процесса в рамках функционирования сберегательной системы важным является момент взаимодействия между субъектами и объектами системы, момент совпадения их интересов (причем приоритет интересов в системе исходит, прежде всего, от сберегателей). Будем считать, что такой момент наступает, когда выполняются следующие основные условия: реальное обеспечение ликвидности и безопасности (сохранности) при организации сберегательных отношений, а также соответствующей ожиданиям нормы доходности.
В данном случае под ликвидностью подразумевается та легкость и свобода, с которой сберегатель может перевести свои сбережения в наличные деньги с тем, чтобы иметь возможность тратить их на текущие нужды и текущее потребление, а объект сбережений – быстро и в полном объеме, в соответствии с требованиями сберегателя, предоставить ему его сбережения.
Безопасность напрямую связана с условием ликвидности и как второе условие взаимодействия основных элементов системы подразумевает возможность в определенный момент в будущем получения субъектом сбережений от противоположной стороны свои средства-сбережения назад, а последним – выплаты в срок, оговоренный со сберегателем, основной суммы долга и суммы материальной выгоды за использование сбережений. Что же касается нормы доходности, то она в ряде случаев, будет решающим условием организации взаимоотношений участников сберегательной системы при выборе сберегателями формы сбережений и, соответственно, выборе объекта сбережений.
И последний момент, который хотелось бы затронуть – это определение основного содержания государственного воздействия на предмет, объекты и субъекты системы. Основное значение государственного воздействия в организации странового сберегательного процесса видится в том, что государство призвано обеспечивать сохранение упорядоченности и устойчивое воспроизводство сберегательной системы посредством проведения грамотной, последовательной социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политики.
Уровень и границы государственного воздействия на сберегательную систему определяется для каждой страны по-разному. В большинстве случаев, размах государственного влияния на развитие сберегательной системы, будет зависеть от следующих основных внешних факторов:
-
соответствие тенденций
-
место страны в мировой
-
возможность и необходимость
привлечения «внешних»
-
сложившейся уровень и
-
степень развитости банковской
системы и процессов ее
- степень доверия сберегателей к объектам сбережений и механизм защиты интересов всех организованных сберегателей, главным образом, сберегателей - вкладчиков коммерческих сберегательных банков;
-
степень развитости системы
Экономическая сущность и основные направления сберегательной политики на макро-уровне, на государственном уровне и уровне органов государственного регулирования и управления (центральные банки стран, правительства, парламент и т.д.) сложившимися процессами и механизмом сберегательной системы будет определяться, исходя из ярко выраженной необходимости государственного воздействия с целью повышения эффективности и установления прочных связей между основными элементами системы и их оптимизации. При этом основными составляющими сберегательной политики государства, должны стать:
-
политика по оптимизации
- политика, направленная на поддержание стабильности сберегательной системы и недопущение сберегательных кризисов;
-
политика по защите
- политика по расширению и совершенствованию объектов сбережений (прежде всего, качественному расширению – появление новых объектов сбережений, законодательная регламентация их деятельности).
Несомненно, вопросы формирования и построения сберегательной системы требуют глубокой проработки, так как именно сберегательная система является фундаментом сберегательно-инвестиционной системы (системы типа сбережения-инвестиции), целью функционирования которой, в свою очередь, является не только привлечение средств сберегателей и их накопление, но и проведение разумной политики размещения (инвестирование) в приоритетные отрасли экономики и на основании этого содействие процессам развития экономики для обеспечения общеэкономического роста в стране.