Россия и международные финансовые институты: проблемы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой- явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т.е. финансовых ресурсов 185 стран и с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира.

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые институты.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

Россия  и международные финансовые институты: проблемы взаимодействия

Мировые финансы возникли в результате, с  одной стороны, распространения  финансовых отношений на мирохозяйственные  связи, а с другой- явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т.е. финансовых ресурсов 185 стран и с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира.

Особенность международных финансов в отличие  от государственных финансов, а также  от финансов фирм и финансов домохозяйства  заключается в том, что они  представлены множеством субъектов, т.е. изначально это многосубъектная категория. Это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта мировой экономики. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в обращении, образуя мирвой финансовый рынок(МФР). 

Рис.1. Структура  мировых финансов. 

Анализ  рис.1 показывает, что в составе  международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Субъектами первых являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные  физические и юридические лица государства  ( и их институты), а также созданные ими организации.

Мировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зрения его функций  и сроков обращения финансовых активов. Функционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов(это виртуальный рынок, развивающийся по своим законам и все более отдаляющийся от реальной экономики), страховых услуг, акций и кредитный, в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг- перестрахование, на кредитном рынке- сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.

К важнейшим  рыночным институтам, оказывающим определяющее влияние на экономический рост, можно  отнести защиту прав собственности, уровень развития конкуренции, отсутствие коррупции, развитие финансовых рынков 
 

Фондовый  рынок в России

Фондовый  рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в  начале 90-х годов. Он относится к  категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов. 

Российский  фондовый рынок представляет собой один из развивающихся рынков. Он характерен наличием значительного числа акционерных обществ, большинство из которых не состоят в листинге ни одной из торговых площадок, но, тем не менее, представляет интерес для прямых инвестиций.

Отсутствие  достаточной ликвидности является основной проблемой при портфельном  инвестировании на российском рынке. Хотя значительное число компаний являются прибыльными, финансово устойчивыми  и демонстрируют рост от 20 до 30% в  год, тем не менее, они торгуются  на рынке со значительным дисконтом  относительно подобных компаний даже в развивающихся странах, не говоря о развитых. Все это свидетельствует о том, что при налаживании инфраструктуры рынка, проведении определенной работы, направленной на повышение открытости компаний для инвестора, даже без кардинальных макроэкономических улучшений, акции могут значительно вырасти.

За 1999 год  наиболее сильно выросли в цене акции  нефтегазовой отрасли. Причиной является то, что в настоящий момент основными  отраслями экономики являются не наукоемкие производства, а сырьевые отрасли. Причем акции таких компаний продолжают оставаться недооцененными ввиду продолжающегося роста  цен на энергоносители.

Из ценных бумаг на российских площадках обращаются в основном обыкновенные и привилегированные  акции компаний. Зарождается сектор корпоративных долговых обязательств. Многие компании начинают видеть преимущества этого способа финансирования своей  операционной деятельности. Кроме того, есть надежды на возрождение рынка  производных ценных бумаг, которые  бы дали возможность управлять валютными, процентными и портфельными рисками. 

Объектом  сделок на фондовом рынке являются, главным образом, эмиссионные ценные бумаги. Эмиссионная ценная бумага отличается наличием следующих обязательных признаков:  

  • закрепляет  совокупность имущественных и неимущественных  прав, подлежащих удостоверению, уступке  и безусловному осуществлению с  соблюдением формы и порядка, установленных Федеральным законом  «О рынке ценных бумаг»;
  • размещается выпусками;
  • имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Наиболее  торгуемыми, как уже упоминалось, являются акции, представляющие собой, согласно указанному закону, эмиссионные  ценные бумаги, закрепляющие права  их владельца (акционера) на получение  части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в  управлении акционерным обществом  и на часть имущества, остающегося  после его ликвидации. 
 

Все международные организации можно  разделить на две группы. Первая - организации всемирные, например Международный  валютный фонд (МВФ), Международная  организация труда (МОТ), Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ). В эти организации может вступить на определённых условиях любая страна. Большинство таких организаций  входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти  все страны мира. Вторая группа - организации  региональные. Они образованы в интересах стран какого-либо региона или континента, например Организация американских государств (ОАГ) или Европейский союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция. Таким образом, первый принцип деления международных организаций - географический. 

Второй  принцип деления международных  организаций - по сфере их деятельности. Существуют организации политические, например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), или военно-политические (НАТО). Есть также организации экономические (Всемирная торговая организация - ВТО), научные и культурные (Организация  Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО). 

Имеется ряд международных организаций, перед которыми стоит сразу несколько  целей и задач. Так, Организация  стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно  отнести Содружество Независимых  Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики  и культуры. 

РОССИЯ  И ЕВРОПЕЙСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ 

Россия - евразийское государство. Поэтому  она не только поддерживает связи  с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь  равноправным членом многих европейских  организаций. В прошлом этому  часто препятствовали политические и военные конфликты между  нашим государством и европейскими державами, а также необъективные  представления друг о друге. 

Наиболее  значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация  по безопасности и сотрудничеству в  Европе ,(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией. 

Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в своё законодательство: было необходимо приблизить его к  правовым нормам большинства европейских  государств. Но законодательство России ещё не полностью удовлетворяет  этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в  собственной стране (т. е. сохраняется  обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др. 

Россия  принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС). 

Совет государств Балтийского моря был  основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области  сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых. 

"Общее"  море послужило причиной создания  и другой региональной организации  европейских государств - Черноморского  экономического сотрудничества. Она  была образована в 1992 г. в  столице Турции - Анкаре. В неё  вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является прежде всего развитие политических и экономических связей причерномор-ских государств. 

Наша  страна пока не является участницей некоторых  важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется  тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и  политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами  ЕС, особенно с Германией, Италией  и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского  внешнеторгового оборота приходилось  на государства Европейского союза. Эта организация является главным  экономическим партнёром России. 

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 

Очень важным для России является участие  в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана  в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли  почти все государства - бывшие советские  республики (кроме стран Балтии). В 1998 г. СНГ состояло из 12 государств. Россия играет в Содружестве ведущую  роль, так как в политическом и  экономическом отношении она  является самым мощным государством среди членов этой организации. 

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного  сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и  неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти  все государства Содружества  находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому  сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили  политические конфликты, например между  Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного  Карабаха. Россия и Украина несколько  лет вели сложные переговоры о  том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному  сотрудничеству новых государств. 

Внутри  СНГ происходят процессы интеграции (т. е. объединения). Политический и экономический  союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого  экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор. 

Для нашей  страны участие в СНГ имеет  принципиальное значение. Она стремится  сохранить своё влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому  России пришлось взять на себя охрану внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно ещё  и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения. 

СОТРУДНИЧЕСТВО  РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 

Существуют  организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим  или географическим - участвовать  не может. Однако сотрудничество со многими  из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским  союзом и Организацией стран - экспортёров  нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза  и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и  задачи этой организации, так как  потенциальных военных противников  у неё не стало. НАТО создаёт систему  военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для  государств, которые, не являясь членами  Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в  этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая  раньше добывалась только с помощью  разведки. Но НАТО не спешит принять  в свои ряды Россию, так как считает  её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве. 

Информация о работе Россия и международные финансовые институты: проблемы взаимодействия