Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа
Финансы, деньги, банки, кредит сегодня являются важнейшими атрибутами цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Финансы, деньги, кредит, банки — это сложные организмы, порождающие экономические связи, способные облегчить обмен или создать определенные преграды на пути движения продукта.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Финансы и экономические системы…………………………………………4
1.1. Финансы: признаки и предпосылки………………………………………..4
1.2. Экономическая система: виды……………………………………………...8
2. Роль финансов в экономической системе…………………………………..12
2.1. Место и роль финансов в рыночной экономике…………………………12
2.2. Сущность и функция финансов…………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….19
При
сознательной трансформации экономической
системы главным условием недопущения
окончательного ее распада является
"плавное" изъятие "лишних" элементов
и введение новых; чтобы дать возможность
им адаптироваться в новой среде
и избежать несовместимости элементов
в данной конкретной экономической системе.
На основе проведенного исследования
составлена таблица, в которой сведены
основные отличительные черты рыночной,
командно-административной и смешанной
экономических систем.
Основные
отличительные черты рыночной, командно-административной
и смешанной
экономических систем
|
2.
Роль финансов
в экономической
системе
2.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
Экономический
строй любого государства основывается
на объективных экономических
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.
В
условиях рыночной экономики очень
важно точно знать
Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.
Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.
Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
- общественные финансы,
-
финансы хозяйствующего
Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.
В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1. Финансовое
обеспечение потребностей
2. Финансовое регулирование экономических
и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование эффективного
использования всех видов экономических
ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
-
через эффективное вложение
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
-
использование финансовых санкций (штрафы,
пени за несвоевременную уплату налогов,
сокрытие доходов и имущества от налогообложения,
непредставление налоговых деклараций
и т.п.).
2.2. Сущность и функция финансов
Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:
- денежные отношения;
- распределительные отношения;
- связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.
Финансы
- это совокупность экономических
отношений, отражающих формирование и
использование фондов денежных средств
в процессе их кругооборота. Сущность
финансов проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две функции:
распределительную и
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.
Контрольная
функция финансов означает участие
финансов в контроле за эффективным использованием
всех видов экономических ресурсов. Контрольные
функции выполняют многие финансовые
органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное
управление и Казначейство Министерства
финансов РФ; Государственный таможенный
комитет; Министерство по налогам и сборам;
Федеральная служба налоговой полиции;
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг; Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные
управления отраслевых министерств и
ведомств; финансовые управления и финансовые
отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных,
кооперативных и общественных организациях;
независимые аудиторские фирмы и т.д.
Заключение
За последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов Российской Федерации, разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.
Вместе с тем по мере развития финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней реализация сформированного бюджетного законодательства Российской Федерации требует осуществления комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. В связи с этим необходимо обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения полномочий.
В
настоящее время Бюджетным
Тем
не менее, указанные меры представляются
недостаточными, особенно в условиях
перехода к среднесрочному финансовому
планированию бюджетов всех уровней, требующему
определенности не только на очередной
финансовый год, но и на более длительный
период.