Роль финансов в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Финансы, деньги, банки, кредит сегодня являются важнейшими атрибутами цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Финансы, деньги, кредит, банки — это сложные организмы, порождающие экономические связи, способные облегчить обмен или создать определенные преграды на пути движения продукта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Финансы и экономические системы…………………………………………4
1.1. Финансы: признаки и предпосылки………………………………………..4
1.2. Экономическая система: виды……………………………………………...8
2. Роль финансов в экономической системе…………………………………..12
2.1. Место и роль финансов в рыночной экономике…………………………12
2.2. Сущность и функция финансов…………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Роль финансов в экономике+реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     При сознательной трансформации экономической  системы главным условием недопущения  окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов  и введение новых; чтобы дать возможность  им адаптироваться в новой среде  и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена таблица, в которой сведены основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем.  
 

Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной  
экономических систем

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы  обобществления производства Обобществление  производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление  и огосударствление части хозяйства  в национальном и интернациональном  масштабах
Преобладающая 
форма собственности
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует  государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной  и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул  к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое  соревнование Факторные доходы
Основной  принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве  государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное  регулирование национальной экономики  для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный  государством товар (наркотики)
Координация Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ в экономике  выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры  экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации  действий экономических субъектов  и размещения благ определяется и  рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает  постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная  плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке труда Административное  установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда, но государство устанавливает  минимальную заработную плату
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных  и частных фондов социального  страхования и социального обеспечения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль финансов  в экономической  системе 

     2.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

     Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

     Рыночная  экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

     Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.

     Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

     В условиях рыночной экономики очень  важно точно знать экономическую  сущность и содержание ее категорий.

     Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

     Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

     Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

     По  своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

     - общественные финансы,

     - финансы хозяйствующего субъекта.

     Каждое  звено выполняет свои задачи и  ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

     В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

     Роль  финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое  обеспечение потребностей расширенного  производства. 
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. 
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

     Финансовое  обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

     Финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов - второе направление  воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

     Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

     - через эффективное вложение финансовых  ресурсов;

     - создание поощрительных фондов (фонды  потребления, фонды социальной  сферы и др.);

     - использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

     - использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.). 

     2.2. Сущность и функция финансов

     Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

     - денежные отношения;

     - распределительные отношения;

     - связаны с формированием и  использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

     Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы  экономических отношений.

     Денежные  фонды формируются на макро- и  микроуровнях. На макроуровне к ним  относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

     Финансы - это совокупность экономических  отношений, отражающих формирование и  использование фондов денежных средств  в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

     Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

     Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     За  последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений  бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения  бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.

     В результате упорядочено бюджетное  устройство субъектов Российской Федерации, разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

     Вместе  с тем по мере развития финансовых взаимоотношений в Российской Федерации  между органами власти всех уровней  реализация сформированного бюджетного законодательства Российской Федерации  требует осуществления комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. В связи с этим необходимо обеспечить методологическую и финансовую поддержку новой системы разграничения полномочий.

     В настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд норм, обеспечивающих стабильность региональных и муниципальных финансов. К ним, в частности, относятся  разграничение поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов и необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе в закон о бюджете, в случае изменения расходных обязательств в течение года. Кроме того, установлено, что прогнозируемость объема Федерального фонда финансовой под-держки субъектов Российской Федерации на очередной фи-нансовый год достигается путем индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

     Тем не менее, указанные меры представляются недостаточными, особенно в условиях перехода к среднесрочному финансовому  планированию бюджетов всех уровней, требующему определенности не только на очередной  финансовый год, но и на более длительный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль финансов в экономической системе