Роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, денежно-кредитная политика Центрального Банка признается пока что наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений, поэтому я решила рассмотреть ее.

Содержание

Введение. Стр.3

Глава1. Роль ЦБ РФ в рыночной экономике. Стр.4

История становления ЦБ РФ. Стр.4
Правовой статус ЦБ РФ. Стр.7
Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ. Стр.11
Глава 2. Денежно-кредитное регулирование. Стр.30

2.1 Инструментарий денежно-кредитной политики. Стр.30

Заключение. Стр.39

Список использованной литературы. Стр.42

Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЦБ.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Институт Внешнеэкономических Связей Экономики и Права 
 
 
 
 

             Кафедра финансов, денежного обращения и кредита.

Курсовая  работа на тему:

«Роль ЦБ РФ в регулировании денежного  обращения.» 
 

                                                                  Экономический факультет

                    Очная форма  обучения 

                    № з/к 016-2007

                                    Группа 3101

                                                               Выполнил:Кононыхина Д.Е.

                  Проверил:кандидат   экономических наук,доцент

                   Краснопёрова Т.Я.

         

                   Санкт-Петербург 2009 г.

Содержание:

Введение.                 Стр.3

Глава1.  Роль ЦБ РФ в рыночной экономике.          Стр.4

    1. История становления ЦБ РФ.            Стр.4
    2. Правовой статус ЦБ РФ.             Стр.7
    3. Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ.         Стр.11

Глава 2. Денежно-кредитное регулирование.          Стр.30

2.1 Инструментарий  денежно-кредитной политики.              Стр.30

Заключение.                Стр.39

Список  использованной литературы.           Стр.42

Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    В банковской системе России Центральный  Банк РФ (Банк России) определен как  главный банк страны и кредитор последней  инстанции. Он находится в государственной  собственности и на него возложены  функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка  в рамках единой денежно-кредитной  системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической  стратегией и выступать ключевым агентом государственной денежно-кредитной  политики, при этом со стороны Банка  России используются в первую очередь  экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

   Денежно-кредитная политика Банка России направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

   Таким образом, денежно-кредитная политика Центрального Банка признается пока что наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений, поэтому я решила рассмотреть ее.

   Новизна темы определяется тем, что появляются различные методы и инструменты регулирования денежно-кредитной политики, которую проводит Банк России, а также появляются различные методы исследования денежно-кредитной политики РФ.

Часть 1. Роль Центрального Банка в рыночной экономике.

    1. История становления государственного банка России.

       Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе.

    Восстановление  и дальнейшее развитие банковской системы  любой страны предполагает решение  двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.

    Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе.

          Одна из самых  важных ролей центрального банка  - управлять государственным долгом как в национальной так и в иностранной валюте т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

    Роль  центрального банка в рыночной экономике  достаточна велика. Прежде всего, это  то, что центральный банк является проводником денежно – кредитной  политики государства, а также является:

    • эмиссионным банком (за ним закреплена монополия денежной эмиссии);
    • банком правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом);
    • банком банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);
    • органом надзора за банками и финансовыми рынками. [12,стр.17]

    

Первые  центральные банки возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных  банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится лишь к концу XIX - началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.[ 12,стр.9]

      В 1859 году были приняты решения,  положившие начало развития кредитно-банковской  системы России. Реформа банковского  дела была проведена указами Александра П. [12,стр.12]

      Коммерческий банк России был  преобразован в Государственный  банк с новым Уставом.

      Устав Государственного банка  содержал свыше 200 статей, составляющих  две главы: глава первая «Устройство  банка и его операции», глава  вторая «Управление Госбанка».  Устав видоизменялся вплоть до 1917 года.   

     Октябрьский переворот 1917 года, мероприятия,  последовавшие за ним, завершили  целый этап истории кредитной  системы. К концу периода «военного  коммунизма», когда товарно-денежные  отношения в стране были принудительно  ликвидированы, кредитная система  за ненадобностью была практически уничтожена.

      В 20-е годы в связи с возрождением  разных форм собственности, рыночной  ориентации экономики Советское  правительство восстанавливает кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации.

     В конце 20-х годов Советское  правительство встало на путь  отказа от многоукладной экономики,  свертывания негосударственных  форм собственности.

     Вторичная после 1917 года ликвидация  рыночной модели кредитной системы  сопровождалась созданием гигантских  государственных банковских монополий.  Характерной чертой нового Государственного  банка стала работа по единому  плану, утвержденному «сверху», жесткая  зависимость от административно-командной  системы. Эта система лишала  банк права на самостоятельность.[14,стр.17] 
 

1.2.  Правовой статус Центрального Банка 

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение  устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации  определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.[1][2]

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

     Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации  является принцип независимости, который  проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

     Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.

     Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и  третейских судах.[2]

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.

     В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в  рамках своей квоты, а также рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики и годовой  отчет Банка России и принимает  по ним решения. На основании предложения  Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации  финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады  Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.[13,стр.21] 

Информация о работе Роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения