Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функции;
- рассмотрение проблем функционирования государственного бюджета и совершенствования бюджетных отношений Российской Федерации;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27
1.2. Функции бюджета
Сущность бюджета, как любой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
Благодаря выполнению данных функций бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции: размещения, перераспределительную, стабилизации.
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная сфера не учувствует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работника этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение, образование и т.д.)
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения инвестиций производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и др. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров. инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищной проблемы.
Таким
образом, распределительная функция
бюджета проявляется через
Контрольная
функция бюджета действует
Контрольная
функция бюджета позволяет
Контрольная функция бюджета выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который показывает направление бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
-
перераспределение
-
контроль за образованием и
использованием денежных
1.3. Принципы государственного бюджета
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.
Следовательно
оптимальное функционирование бюджетного
механизма возможно лишь при двух
основополагающих условиях: правильного
построения межбюджетных отношений
между бюджетами различных
Для примера рассмотрим некоторые из них.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально – экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические
показатели развития страны
Бюджет государства оказывает большое влияние на многие макроэкономические показатели страны: на уровень потребительского кредита, индекс потребительских цен, экспорт, валовой внутренний продукт, промышленное производство, индекс промышленных цен, торговый баланс, уровень безработицы и др. Это влияние во многом объясняется тем, что бюджет – это финансовый план, который учитывает все сферы жизни. Планирование бюджета позволяет избежать огромных расходов и спланировать деятельность государства на длительный период. Рассмотрим подробнее влияние бюджета на отдельные макроэкономические показатели.
Потребительский кредит – отражает объем использования населением системы кредита через кредитные карточки, личное заимствование и покупки в рассрочку. Является индикатором потребительского спроса. Большое значение этого индикатора свидетельствует о том, что потребители не боятся «залезать в долги» для удовлетворения своих материальных потребностей. Однако цифры часто пересматриваются и имеют значительные сезонные колебания (праздники). Рост значения этого индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росу курса национальной валюты.
Основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008г по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2008г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против 46,9 % за тот же период в 2007г. Ожидается, что в 2011 г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стан – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации