Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Поставленная цель, определяет следующие задачи курсовой:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития банковской системы современной России.
2. Проанализировать развитие банковской системы РФ, так же развитие банковского сектора за 2007-2011г.
3. Выявить пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.
1. по приему средств в депозиты (вклады до востребования и срочные);
2. предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;
3. выполняют финансовые, фондовые и трастовые услуги, электронные и брокерские услуги, операции с дорожными чеками, расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Кроме того, коммерческие банки могут выступать:
1. владельцами капитала корпораций;
2. осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг;
3. создавать и владеть инвестиционными фондами;
4. иметь представителей в советах компаний, в которых они имеют собственность.
Все коммерческие банки Германии можно условно разделить на три основные группы:
около 350 частных банков (кредитные банки), в число которых входят три крупных, региональные и прочие кредитные банки, частные банки, а также филиалы иностранных банков;
свыше 70 публично-правовых сберегательных касс и земельных банков приблизительно 3 тыс. кооперативных банков с их центральными банками.
Основное преимущество универсальной немецкой банковской системы по сравнению с англосаксонской банковской системой с разделением функций заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Банк, действующий на универсальной основе, в состоянии предоставить клиенту широкий круг операций и услуг, и за счет этого он может перераспределить доходы и потери от банковской деятельности.
Наряду с универсальными коммерческими банками в Германии существует ряд специализированных банков.
Федеральное ведомство по надзору за банковским делом в Берлине осуществляет государственный надзор за всеми кредитными организациями. Ведомство является самостоятельным федеральным верховным органом, который подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президент ведомства назначается федеральным Президентом по предложению федерального правительства, которое должно предварительно выслушать и мнение представителя Дойче Бундесбанка.
Япония.
Главные элементы банковской системы Японии - 11 крупных частных банков, которые здесь называют «городскими», 64 частных местных банка, функционирующих в масштабе одной префектуры, и три могущественных частных банка долгосрочного кредитования. Городские банки обслуживают в основном крупный бизнес, корпорации страны.
Неотъемлемая часть кредитной системы Японии - 47 страховых компаний, которые аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в ценные бумаги, а также 220 фондовых компаний. Наличие компаний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, — одна из главных особенностей банковской системы Японии, которая была построена по американскому образцу. В отличие, от других стран мира, действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга.
Японские специалисты обычно используют следующую классификацию кредитных организаций страны:
1. Банк Японии (центральный банк);
2. Коммерческие банки;
3. Специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса, для сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслей, прочие частные финансовые компании;
4. Правительственные кредитные учреждения;
5. Почтовые сберегательные кассы.
Особую роль в банковской системе играет Банк Японии, который был учрежден в 1882 г. как центральный банк. С момента создания Банка Японии единственное изменение его статуса произошло в 1942 г., когда был создан Совет по политике - высший орган для принятия управленческих решений. Членами Совета являются: управляющий банка, представители министерства финансов, агентства по экономическому планированию частного банковского бизнеса и промышленности.
Роль центрального банка закреплена законодательно в Законе о Банке Японии. Данный банк руководит банковской системой страны, включая и государственные банки.
Отметим особый статус государственных спецбанков и государственных финансовых корпораций. Спецбанки - Импортный банк Японии и Японский банк развития, финансовые корпорации - Народная финансовая корпорация, Финансовая корпорация малого бизнеса и др.
Государственные финансовые компании отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, приоритетных регионов страны.
Фактически государственные функции выполняет и один из крупнейших коммерческих банков страны — Банк Токио, поддерживающий корреспондентские отношения с 2 тыс. банков в разных странах мира. На Банк Токио в соответствии с японским законодательством возложено ведение валютных операций.
Коммерческие банки в Японии — основные банки (городские, региональные и иностранные) — выполняют широкий круг операций и услуг для своих клиентов (свыше 300 видов).
Представление о кредитной системе Японии будет неполным, если не отметить почтово-сберегательные кассы, которые призваны аккумулировать мелкие сбережения населения. Однако японские сберкассы при почтовых отделениях, как ни парадоксально, предоставляют индивидуальным клиентам гораздо больший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условиях человеку среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому государственные почтово-сберегательные кассы, смогли аккумулировать крупные финансовые ресурсы.
Банковская система РФ.
В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему.
Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были: концентрация банковского дела в немногих кредитных учреждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии.
Центральные государственные банки выступали в качестве универсальных кредитных институтов, которые выполняли большинство функций, присущих в экономически развитых странах различным звеньям банковской системы (исключая страховое дело).
Важным фактором, определяющим структуру банков, их численность, выступает общая направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка. Концепция же разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).
Разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.
Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточить свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».
Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.
В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой.
В настоящее время в России функционируют разнообразные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).
Кооперативные банки, характеризующиеся особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков — как правило, кооперативам).
Формально международным может считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Российские загранбанки следует считать одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. В России функционируют банки с различной степенью независимости:
1. Максимальной степенью обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход.
2. Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка. Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка.
3. Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. В последние годы многие коммерческие банки и кредитные учреждения стали уполномоченными Банка России по торговле государственными краткосрочными облигациями.
По организационно - правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные банки.
Акционерные банки делятся на два подвида:
1. акционерные банки закрытого типа (АБЗТ);
2. акционерные банки открытого типа (АБОТ).
Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от «окружающей среды», в том числе от структур, цель которых — установление контроля над банками, более рискованна для участников.
40
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ПОСЛЕ КРАЗИСА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
3.1 Кризис банковской системы европейских стран и его влияние на банковскую систему РФ
В сентябре-октябре 2008 года сразу несколько крупных европейских банков оказались на грани банкротства и были национализированы. В США «лопнуло» 20 региональных банков. В связи с этим доверие к банковской системе заметно снизилось.
В связи с мировым кризисом отток капитала из России в сентябре 2008 г. составил 19% ВВП - без малого столь же денег покинуло страну в разгар кризиса 1998 года. Основные факторы вывода средств - бегство портфельных инвесторов и приостановка зарубежного рефинансирования внешних займов наших корпораций и банков. Отток средств с депозитов может привести к дальнейшему углублению кризиса, так как многие банки испытывают дефицит ликвидности.
Правительство России уже приняло несколько мер, направленных на борьбу с кризисом ликвидности. В частности, ЦБ увеличил лимиты на однодневных аукционах РЕПО, а Минфин - на депозитных аукционах. Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ выделят 60 млрд. рублей на кредитование участников фондового рынка под залог ценных бумаг. В целях дополнительной поддержки российской финансовой системы и ограничения влияния мирового кризиса на экономику страны Внешэкономбанк будет кредитовать российские компании, занимавшие за рубежом, до 50 млрд. долларов. Об этом на совещании по концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года заявил председатель правительства РФ Владимир Путин. По его словам, всякий русский банк или группа могут обратиться во Внешэкономбанк для получения кредита на погашение задолженности перед иностранными кредиторами по кредитам, привлеченным до 25 сентября 2008 года. Для того чтобы осуществлять такое кредитование со стороны Внешэкономбанка, Банк России разместит в ВЭБе депозит на сумму выданных кредитов, но не больше чем на 560 млрд. долларов. Кроме того, правительство пообещало влить в банковскую систему сотни миллиардов рублей госсредств. Снижение обязательных отчислений в фонд обязательного страхования (ФОР), о котором Центробанк объявил 14 октября, освободит для банков дополнительные сто миллиардов рублей. Об этом заявил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев. По подсчетам ЦБ, на счетах в ФОР банки ранее должны были держать зарезервированными около 130 миллиардов рублей. После введения новых ставок в фонде останется только 30 миллиардов рублей. Напомним, что ЦБ еще в августе 2008 года повышал нормативы обязательного резервирования для борьбы с инфляцией. Из-за кризиса ликвидности в российских кредитных организациях ставки за осень были понижены дважды - сначала до 1, 5-4 процентов, а потом до 0, 5 процента. С февраля ставки планируется повысить до полутора процентов, а с марта - до двух с половиной процентов.[11,C.33-34]
Информация о работе Роль Банка России в современной банковской системе