Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:16, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение понятия региональных финансов, состава, особенностей региональных финансов и их роли в социально-экономическом развитии, а также сводного финансового плана регионов.
Из вышесказанного определим задачи нашей работы:
1.Определение понятия финансовых ресурсов региона.
2.Состав региональных финансов.
3.Значение региональных финансов в социально-экономическом развитии.
4.Сводный финансовый план регионов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ…………………..4

1.1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ……………………………...4

1.2 СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА ………………………6

2.ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ………………………………………………………………………..9

2.1ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ……………………………………………....9

2.2 СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………17

Работа содержит 1 файл

РЕферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      С помощью региональных финансов государства  осуществляют выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.[4] При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.)

     Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.  Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.[9]  

2.2 СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ

 

     Основным  инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых  в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории. Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий  и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.    

 Основной  задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).[5]     

 Сводный  финансовый баланс строится на  основе упоминаемого выше расширительного  подхода к определению финансовых  ресурсов региона, поэтому в  балансе должны отражаться не  только созданные в регионе  финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фондов, внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную  систему.     

 Денежные  средства населения, как правило,  в балансе не отражаются, за  исключением небольшой их части,  изымаемой в виде подоходного  налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.    

 Укрупненные  статьи доходов и расходов  финансового баланса на уровне  субъектов Федерации могут быть  представлены следующим образом.[10]  

Таблица 1- Финансовый баланс региона

     
Источники доходов Направления расходов
Доходы  территории Расходы на территории
1. Валовая прибыль 1. Расходы бюджета  на территории
2. Косвенные налоги 2. Расходы из  прибыли  и за счет амортизации
3. Ресурсные платежи 3.Расходы по  программам за счет централизованных  средств
4. Прочие налоги и сборы 4. Расходы целевых  фондов 
5.Подоходный  налог с физических лиц 5. Прочие расходы
6.Отчисления  в целевые социальные фонды Передано в  федеральную финансовую систему
7. Отчисления в целевые экономические фонды 6. Отчисления  в федеральный бюджет 
8. Доходы от приватизации и владения  собственностью 7. Отчисления  в централизованные целевые фонды
9. Доходы от внешнеэкономической  деятельности  
10. Прочие доходы  
Привлеченные  средства  
11. Долгосрочные кредиты банков  в экономику  
12. Поступления из федеральной финансовой  системы  

     В доходной части финансового баланса  отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финансовые ресурсы: субсидиии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.      

      В расходной части баланса отражаются две группы расходов: расходы на территории и отчисления в федеральную финансовую систему. Расходы на территории включают: затраты на капитальные вложения из централизованных источников,  расходы на народное хозяйство, расходы предприятий за счет прибыли  и амортизации, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на содержание органов государственного управления и правопорядка и прочие расходы. Отчисления в федеральную резервную систему включают в себя отчисления в федеральный бюджет и отчисления в федеральную финансовую систему.     

 В  отличие от бюджета, являющегося законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:

-           сопоставить потребности территории и реальные возможности для их покрытия;

-           определить финансовую обеспеченность конкретной территории;

-           представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;

-           выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фондов;

-           отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

     Кроме того, баланс позволяет установить  сумму финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.      

 Информационной  базой составления финансового  баланса являются статистические  данные  отчетов предприятий и организаций по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

      Таким образом, построение новой системы общественных отношений обязывает по-иному решать проблемы финансов, бюджета, межбюджетных отношений, функционирования кредитно-денежной системы и др. В связи с этим особое значение для экономики страны и социальной сферы приобретают вопросы формирования финансовых ресурсов региона и их использования. Объективно это обусловлено тем, что чем выше уровень обеспеченности финансовыми ресурсами и финансово-экономической стабилизации субъектов Федерации, тем эффективнее функционируют все сферы народнохозяйственного комплекса России, тем устойчивее экономика государства в целом. К этой проблеме, как известно, сегодня приковано внимание ряда наших ученых и практиков. И это закономерно, поскольку до недавнего времени, в условиях административно-командной системы, финансам территорий придавалось второстепенное значение.  
Возможно, поэтому проблема формирования и использования финансовых ресурсов регионов пока остается недостаточно изученной и не имеет, на наш взгляд, оптимальных решений. 

      Недооценка  факторов, влияющих на степень финансовой стабилизации регионов, приводит к  усилению экономических и социальных диспропорций и многим другим негативным последствиям, что, в свою очередь, существенно ослабляет материально-финансовую базу повышения благосостояния большинства населения. Несмотря на огромное влияние государственной финансовой и бюджетной политики на уровень финансового состояния регионов, нельзя недооценивать роль самих региональных органов управления. Большая дифференциация в уровне финансовых ресурсов регионов России свидетельствует о значительной роли внутрирегиональных факторов в достижении финансовой стабильности.  
Целенаправленная финансовая политика региона должна стать фактором его успешного социально-экономического развития. При этом  
первостепенное значение приобретает совершенствование финансовых отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями и реформирование межбюджетных отношений в едином комплексе. Проблемы финансовой стабилизации региона являются весьма сложными для современной экономической науки. Не полностью соответствуют требованиям времени и стимулирования процессов финансовой стабилизации законодательно-нормативная база, слабое государственное регулирование, отсутствие стратегического управления.  
 
                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

  1. Авдокушин. Е.Ф. Международные экономические отношения/ М.: 2006.-256с.
  2. Архипов а. и., погосов и. а. Финансы: Учебник /: Москва 2007г
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: финансы, ЮНИТИ, 2003. – 687 с.
  4. Вахрин П.И., Нешито А.С. бюджетная система российской федерации: Учебник /: Москва 2005г
  5. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для ВУЗОВ  – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.- 257 с.
  6. Ковалев А.М. Финансы:   Учебник /: Москва 2003г.
  7. Лобковича Э.И., под общ. его ред. М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон. Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 2005.-192с.
  8. Нахович Э. Современная мировая экономическая система. Спец-курс //РЭЖ.2004. № 7-9.
  9. Нешитой А.С. Финансы: Учебник /: Москва 2005г
  10. поляк Г. Б. Финансы: Учебник/: Москва 2007г
  11. Семёнов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций- М.: Гардарика, 2003.- 336с.
  12. Соловых Н.Н., Венцкене С.А., Крым А.Б. и др. Экономическая теория. Экономика: учебное пособие./ Часть 2. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2003.- с. 246.

Информация о работе Региональные финансы