Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:16, реферат
Целью работы является рассмотрение понятия региональных финансов, состава, особенностей региональных финансов и их роли в социально-экономическом развитии, а также сводного финансового плана регионов.
Из вышесказанного определим задачи нашей работы:
1.Определение понятия финансовых ресурсов региона.
2.Состав региональных финансов.
3.Значение региональных финансов в социально-экономическом развитии.
4.Сводный финансовый план регионов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ…………………..4
1.1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ……………………………...4
1.2 СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА ………………………6
2.ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ………………………………………………………………………..9
2.1ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ……………………………………………....9
2.2 СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………17
С
помощью региональных финансов государства
осуществляют выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических,
военных и других условий отстали в экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для этого разрабатываются региональные
программы. Средства на их осуществление
формируются за счет источников доходов
бюджетов соответствующих административно-
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона. Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.[9]
2.2 СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕГИОНОВ
Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории. Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.
Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).[5]
Сводный
финансовый баланс строится на
основе упоминаемого выше
Денежные
средства населения, как
Укрупненные
статьи доходов и расходов
финансового баланса на уровне
субъектов Федерации могут
Таблица 1- Финансовый баланс региона
|
В доходной части финансового баланса отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финансовые ресурсы: субсидиии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.
В
расходной части баланса
В отличие от бюджета, являющегося законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:
- сопоставить потребности территории и реальные возможности для их покрытия;
- определить финансовую обеспеченность конкретной территории;
- представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;
- выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фондов;
- отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.
Кроме того, баланс позволяет установить сумму финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.
Информационной
базой составления финансового
баланса являются
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, построение новой системы общественных
отношений обязывает по-иному решать проблемы
финансов, бюджета, межбюджетных отношений,
функционирования кредитно-денежной системы
и др. В связи с этим особое значение для
экономики страны и социальной сферы приобретают
вопросы формирования финансовых ресурсов
региона и их использования. Объективно
это обусловлено тем, что чем выше уровень
обеспеченности финансовыми ресурсами
и финансово-экономической стабилизации
субъектов Федерации, тем эффективнее
функционируют все сферы народнохозяйственного
комплекса России, тем устойчивее экономика
государства в целом. К этой проблеме,
как известно, сегодня приковано внимание
ряда наших ученых и практиков. И это закономерно,
поскольку до недавнего времени, в условиях
административно-командной системы, финансам
территорий придавалось второстепенное
значение.
Возможно, поэтому проблема формирования
и использования финансовых ресурсов
регионов пока остается недостаточно
изученной и не имеет, на наш взгляд, оптимальных
решений.
Недооценка
факторов, влияющих на степень финансовой
стабилизации регионов, приводит к
усилению экономических и социальных
диспропорций и многим другим негативным
последствиям, что, в свою очередь, существенно
ослабляет материально-финансовую базу
повышения благосостояния большинства
населения. Несмотря на огромное влияние
государственной финансовой и бюджетной
политики на уровень финансового состояния
регионов, нельзя недооценивать роль самих
региональных органов управления. Большая
дифференциация в уровне финансовых ресурсов
регионов России свидетельствует о значительной
роли внутрирегиональных факторов в достижении
финансовой стабильности.
Целенаправленная финансовая политика
региона должна стать фактором его успешного
социально-экономического развития. При
этом
первостепенное значение приобретает
совершенствование финансовых отношений
между федеральным центром, субъектами
Федерации и муниципальными образованиями
и реформирование межбюджетных отношений
в едином комплексе. Проблемы финансовой
стабилизации региона являются весьма
сложными для современной экономической
науки. Не полностью соответствуют требованиям
времени и стимулирования процессов финансовой
стабилизации законодательно-нормативная
база, слабое государственное регулирование,
отсутствие стратегического управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ