Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Финансы региона – эта прямой «слепок» с его экономики, его производственно экономической и ресурсной базы. Вместе с его финансами региона – неотъемлемая составляющая часть финансовой системы страны. Их содержание и социально – экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
1. Сущность и роль региональных финансов
2. Особенность финансов региона
3. Различие между понятиями «финансы региона» и «финансовый потенциал региона»
4. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
5. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета
Список используемой литературы
Региональные
финансы
Содержание
1. Сущность и роль региональных финансов
2. Особенность финансов региона
3. Различие
между понятиями «финансы
4. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
5. Методы
борьбы с дефицитом
Список
используемой литературы
1. Сущность и роль региональных
финансов
Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценке уровня развития регионов и территорий, анализа их социально – экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово – бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально – экономическим развитием регионов и территории, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Финансы
региона – эта прямой «слепок»
с его экономики, его производственно
экономической и ресурсной
Являясь,
прежде всего инструментом проведения
региональной социально – экономической
политики, финансы региона должны способствовать
развитию региона, росту занятости, привлечению
инвестиций, в том числе в те отрасли, которые
являются приоритетными с точки зрения
текущих и долговременных задач функционирования
регионального хозяйственного комплекса.
Финансы региона в их социальной функции
должны обеспечить необходимыми жизненными
ресурсами те группы населения, которые
по возрасту или иным причинам не в состоянии
участвовать в процессе материального
производства, но должно иметь гарантированный
материальный доход. В настоящее время
заметна тенденция к усилению социальных
функций региональных финансов. Это связано
с тем, что в последние годы основное бремя
финансирования затрат социального характера
все более перемещается именно на систему
региональных и местных финансов.
2.
Особенность финансов
региона
Основная
особенность региона
Таким
образом, поскольку, в конечном счете,
все подсистемы финансов региона находятся
на одной и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же жителей региона,
такое разделение, естественной для условий
многоукладного рыночного хозяйства,
не должно препятствовать консолидируемому
участию этих подсистем в решении местных
социально – экономических проблем. Разница
лишь в принципах действия, зоне действия
и степени ответственности каждой из подсистем.
Единое поле деятельности всех финансов
региона диктует и единый критерий оценки
управления региональными финансами –
улучшение экономической и социальной
ситуации в регионе.
3.
Различие между понятиями
«финансы региона» и
«финансовый потенциал
региона»
Следует различать понятия «финансы региона» и «финансовый потенциал региона». Финансовый потенциал по своему содержанию понятие более емкое. Оно охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы:
Иногда
в экономической литературе допускается
и более широкое толкование финансового
потенциала, в который включается
вся совокупность экономический
активов, имеющий стоимостную оценку
и способных выступать
Под
категорией «финансы региона» (в отличие
от финансового потенциала) обычно понимают
ту часть финансового потенциала, которая
в текущем году реально задействована
в финансово – товарных потоках, т.е. непосредственно
участвует в процессе воспроизводства
на региональном уровне.
4.
Региональные бюджеты:
содержание, функции,
источники формирования
и направления использования
Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирование доходов и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово – бюджетной системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их приделах муниципальные образования существенные отличающиеся друг от друга по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
Участниками
бюджетного процесса также являются
бюджетные учреждения, государственные
и муниципальные унитарные
Бюджетный процесс включает пять стадий:
1) составление проекта бюджета;
2)
рассмотрение и утверждение
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Доходы регионов бюджета в Российской Федерации формируется в настоящее время за счет собственные и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый Кодекс Российской Федерации (первая часть) к собственным региональным налогам относит: налог на имущество организаций; налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращает свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физический лиц и земельный налог.
Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.
Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:
При этом Бюджетный Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать расходы на:
9.
Методы борьбы с дефицитом
регионального бюджета
В случае превышение расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покрытия на уровне субъекта Российской Федерации является: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, ссуды, полученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это так называемые внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получение банковских кредитов и пр. возможность их использование также определена законами Российской Федерации. Для улучшения условий внешних заимствований многие регионы России добились присвоение себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность активного обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские.