Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Мы рассмотрим в курсовой работе региональные бюджеты содержание, функции, источники формирования и направления использования.

Работа содержит 1 файл

регионбюджет.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство РФ по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Курсовая работа

по учебному курсу «Финансы»

      на  тему: Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования 
       
       
       

Студентка группы

      672-1103С  группы

Факультета  ФЭФ

Волкова Н.Н

шифр  0867037

Руководитель 

Павлова Н. И.

                                                               Псков

                                                              2010

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.

     Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система.

     Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Мы  рассмотрим в курсовой работе региональные бюджеты содержание, функции, источники формирования и направления использования.

    Региональные  бюджеты - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления.

      Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

       Тема моей курсовой работы « Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования»

      В начале работы мы рассмотрим содержание региональных бюджетов  в социально-экономическом развитии регионов, финансовые ресурсы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетов. В середине работы изучим источники формирования региональных бюджетов, их направления использования. 
 
 

     Глава 1. Региональные бюджеты

    1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов

     Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

     Исследование  принципа федерализма применительно  к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

     Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в  российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

     Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать  бюджет как:

- денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);

- фонд  денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

- плановый  документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

     Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

     Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

     Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

     Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

     В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

     Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

     Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

     Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

     К особым (исключительным) чертам регионального  бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

- имеет  возможность рассчитывать на помощь из федерального бюджета;

- является  средством регулирования местных  бюджетов.

     Характеризуя  роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

     1.2. Функции региональных бюджетных систем

     Основные  функции, которые призвана выполнять  бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

    • создание повышения уровня и качества жизни населения региона;

    • содействие справедливому распределению  доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

    • развитие деловой активности в регионе  путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

    • выравнивание условий предпринимательства  в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

     Эти функции носят общий характер и действенны' в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.

     Глава 2.  Формирование регионального бюджета РФ

     Ежегодно  принимается закон об областном  бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета (например,  «Закон  о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»).  Закон описывает взаимодействие   между  федеральным бюджетом,  бюджетом Псковской области и  местными  бюджетами,  а  также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими  субъектами  с  целью  сочетания  их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Псковской области.

     2.1.  Бюджетная система области и бюджетный процесс

     Бюджетная  система  области  представляет  собой  совокупность областного бюджета и местных  бюджетов,  основанную  на  экономических отношениях и юридических нормах.

     Составной  частью  бюджетного  процесса   является   бюджетное регулирование,  представляющее  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами  разных  уровней,  в  том  числе  посредством регулирующих налогов,  дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Составление   бюджета   производится   на   основе   концепции социально-экономического развития Российской Федерации,  налогового  и бюджетного законодательства,  законов области,  утвержденных областной Думой, целевых программ,  постановлений  областной  Думы,  прогнозных, ценовых  и  объемных показателей деятельности юридических и физических лиц,  прогноза социально-экономического развития  области,  районов  и городов области.

     Областной бюджет утверждается в форме закона Псковской области. В Законе - принцип самостоятельности областного бюджета,  как  части бюджетной  системы  области заключается  в  том,  что  утверждение  и исполнение  областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных  источников доходов   и   правом   определять   направления   их  использования  и расходования. В Псковской области собственные доходы составили 11540,5 млн. руб. В структуре собственных доходов для налоговых доходов составила,82,1 процента. (см. Приложение).  

     К ведению исполнительных  органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований.  К ведению областной  Думы  относятся   рассмотрение   проекта   соответствующего бюджета,  утверждение этого  бюджета,  контроль  за  его  исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций  в  процесс  составления проекта,   утверждения   и   исполнения  бюджета  не  допускается,  за исключением  случаев,  предусмотренных  законодательными  актами  Российской Федерации.

     2.2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

     Администрация  области  на  основе  анализа социально-экономической   ситуации в области  с учетом  данных  об исполнении  консолидированного  и  областного  бюджетов  разрабатывает прогноз  экономического  и  социального  развития  области  и  целевые программы.

Информация о работе Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования