Реализация кредитной политики ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть принципы работы ЦБ РФ в сфере денежно-кредитного обращения.
Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
Рассмотреть историю развития ЦБ Р Ф.
Охарактеризовать правовой статус ЦБ РФ.
Обозначить функции ЦБ РФ.
Проанализировать работу ГУ ЦБ РФ в финансово-кредитной системе.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Общие положения Центрального банка
Российской Федерации.................................................................5
1.1. История Центрального банка Российской Федерации.....................5
1.2. Правовой статус и функции Центрального банка
Российской Федерации..........................................................................11
Глава 2. Реализация кредитной политики ЦБ РФ...................................17
2.1. Общие принципы кредитной политики.............................................17
2.2. Реализация кредитной политики
в РФ в 2011-2013 гг...............................................................................18
Заключение....................................................................................................24
Литература............................................

Работа содержит 1 файл

ЦБ РФ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

    Денежно-кредитную политику при оценке роли Центрального Банка также следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

    Когда Центральный банк продает или  покупает иностранную валюту в обмен  на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет. 

2.2. Реализация кредитной политики в РФ в 2011-2013 гг.

    Итак, Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

    Банк  России и правительство в вариантах  развития российской экономики в 2011-2013 гг. исходили из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В указанный период основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

    В 2011-2013 гг. Центральный банк РФ главной целью единой государственной денежно-кредитной политики по-прежнему считает удержание инфляции в границах 5-7 % в год.8 Это предусматривается проектом основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг., который будет рассматриваться на сегодняшнем заседании правительства РФ.

    В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг., одобренным 8 сентября 2010 г на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции составят в 2011 г до 6-7 %, в 2012 г - до 5-6 %, в 2013 г - 4,5-5,5 %.9

    Банк  России в 2011 г. намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

    При выборе целей и инструментов денежно-кредитной  политики Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2011-2013 гг.

    В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6 %.10

    В качестве второго варианта рассматривается  прогноз правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 г. цена на российскую нефть может составить 75 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,2 %.11

    Третий  вариант развития российской экономики  предусматривает, что среднегодовая  цена на нефть марки Urals в 2011 г повысится до 90 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,8%.12

    В 2012-2013 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5 %.13

    Политика  валютного курса Банка России в 2011-2013 гг. будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

    По  мнению Банка России, повышающий вклад  в формирование курсовых тенденций  динамики потоков капитала, которые  зависят от трудно прогнозируемого  развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой  волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе.

    Характеризуя  использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной  перспективе, Банк России отмечает, что  одной из важнейших задач является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

    Банк  России допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В  этих условиях будут востребованы инструменты  абсорбирования ликвидности: операции по размещению облигаций Банка России, депозитные операции, а также операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

    В 2011-2013 гг. Банк России продолжает осуществлять взаимодействие с Минфином РФ как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. Политика Банка России направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что способствует повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

    Центральный Банк также продолжает реализовывать макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

    Таким образом, Центральный Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной  политики и определяет перспективы ее развития в будущем.

    Очевидно, что при реализации всех направлений  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости внешних и  внутренних факторов экономики неизбежно  возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

    Реализация  эффективных мер по укреплению денежно-кредитной  сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

    В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций объективных аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

    Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение.

    Но  невзирая на все сложности, П.В. Трунин – к.э.н., зав. лабораторией денежно-кредитной политики, считает, что данный прогноз Банка России является достаточно реалистичным.14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключении отметим следующее. Согласно Федеральному закону РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью и его размер равняется 3 млрд. руб. Свои расходы ЦБ финансирует за счёт своих доходов, и он независим от Правительства.

    Банк  России подотчётен Государственной  Думе.

    Главной целью деятельности Центрального Банка  Российской Федерации является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

    Свои  функции Банк России реализует посредством  своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

    Роль  Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики  возрастает день ото дня. Следует  и дальше продолжать осуществление  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

    Думается, что постепенное сокращение участия  Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым Центральный Банк сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЛИТЕРАТУРА 

  1. Конституция РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008.
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (Одобрен Советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.).
  3. Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  5. Брехт С.Т. Банковоское дело. - М.: АСТ-Лид, 2008.
  6. Банковское дело: учебник /под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Спарк, 2001.
  8. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2005.
  9. Голодова Ж.Г. Деньги кредит, банки. - М.: Изд-во Рос. университета дружбы народов, 2001.
  10. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. В.В. Иванова,. Б.И. Соколова. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
  12. Лаврушин О.И. Денежно-кредитная и банковская политика // Банковское дело, №2, 2008.
  13. Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике // Банковское дело, №7, 2003.
  14. Минин С.В. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации// Деньги и кредит, № 11, 1999.
  15. Нечаев А.А. Антикризисные меры государства: проблемы эффективности и контроля //  Банковское дело, №3, 2009.
  16. Петров С.И. Центральный банк России в банковском секторе. - СПб.: Питер, 2008.
  17. Трунин П.В. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов
  18. Финансы и кредит: учебное пособие / Гринкевич Л.С. - Томск: Изд-во НТЛ, 2006.
  19. Хорошев С. Ставка рефинансирования как антикризисная и антиинфляционная мера: мнения экспертов// Банковское дело, №1, 2009.
  20. www.cbr.ru

Информация о работе Реализация кредитной политики ЦБ РФ