Развитие и становление малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:42, доклад

Описание работы

История развития предпринимательства в России. Законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране. Этапы развития малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 26.47 Кб (Скачать)
  1. Развитие и становление малого бизнеса в России
    1. Развития малого бизнеса в России

Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.

Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньше трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей . 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.

Предпринимательство в  России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями  можно считать торговцем и  купцов. Наибольшее развитие предпринимательства  относится к годам привлечения  Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.

Дальнейшее развитие предпринимательства  сдерживалось существованием крепостного  права. Новые возможности для  предпринимателей открылись после  реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовым явлением.

В тот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные  банки – коммерческий, земельный  и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».

Однако после окончания Первой Мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в  предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). Однако, с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

В начале 1990 года предприятия  малого бизнеса образовались чаще всего  путем отделения от государственных  предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно с другими предприятиями  выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса  включен в качестве одного из важнейших  в программу демонополизации  национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

  1. выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  2. выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  3. создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, предприятия  малого бизнеса можно создавать, во - первых путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других форм собственности.

Развитие любой формы  предпринимательства зависти от двух условий: внутренней экономической  обстановки в стране в целом и  ее регионах и способности конкретного  предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих  хозяйственных целей. В большей  степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая  наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры  и для которой личные черты конечный результат экономических решений.

По состоянию на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса (1997 г.- 841,7; 1998 -861,1; 1999 г.-868.0; 2000 г. -890,6; 2001 г.-879,3).В 2001 г. ими произведено продукции ( работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. рублей. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.

За последние годы количество предприятий малого бизнеса вначале  несколько возросло, а затем вернулось  к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в здравоохранении (с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом ( с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.

Вместе с тем в  промышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числа  предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).

Существенным недостатком  следует считать абсолютное и  относительное снижение числа предприятий  малого бизнеса в науке и научном  обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).

В ближайшее время в  Росси нужно обновить 40 млн. рабочих  мест, поскольку предприятия, создающие  эти рабочие места, функционируют  неэффективно, а оборудование на них  устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса  это можно сделать быстрее  и дешевле.

Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает  от развитых стран. Это свидетельствует  о том, что в нашей стране имеются  большие резервы роста малого бизнеса.

    1. Становление малого бизнеса в России.

Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в  хронологической последовательно, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

Таблица 2.1 - Развитие малого предпринимательства в России

Нормативный 

акт

Дата

принятия

Основное содержание

Последствия применения

в экономике

1. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

6 июня

1988г.

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода.

Началось создание в различных  отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий.

2. Закон СССР «О кооперации в  СССР»

26августа

1988г.

Созданы привилегированные условия  одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной рабочей  силы с государственных предприятий  в кооперативы

3.Закон СССР «О предприятии  в СССР»

4 июня

1990г.

Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности

Рост предприятий различных форм собственности

4. Постановление Совета Министров  СССР «О мерах по созданию  и развитию малых предприятий»

8 июля

1990г.

Определены основные документы для  государственной регистрации малых  предприятий. утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы по малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании

5. Постановление Советов Министров  РСФСР «О мерах по поддержанию  и развитию малых предприятий»

18июня

1991г.

Определены направления государственной  поддержки малого бизнеса в России.

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР «О налоге на  прибыль предприятий и организацией»

27декабря

1991г.

Определены дополнительные льготы для  малых предприятий.

Усилена государственная поддержка  малого бизнеса.

7.Постановление Совета Министров  – Правительства РФ «О первоочередных  мерах по развитию малого предпринимательства  в РФ»

11 мая

1993г.

Указано, что государственная поддержка  малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической  реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса.

Эффективность работы малых предприятий.

8.Федеральные и региональные программы  поддержки малого бизнеса.

1994г.-

настоящее

время

Намечены всесторонние меры по развитию малого предпринимательства в стране

Создание условий для дальнейшего  развития малого бизнеса.

9.Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ»

12 мая

1995г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки развития малого бизнеса

Развитие и повышение эффективности  деятельности малых предприятий

10.Федеральный закон «Об упрощенной  системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса.»

8декабря

1995г.

Предусмотрена замена совокупности и  установленных законодательством  РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса  в стране

11. Федеральные законы: «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)»;

«О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О государственной регистрации  юридических лиц»

8августа

2001г.

Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юр. лиц.

Устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности и ли ограничивающие ее


Законодательство о  малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятии независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие, соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность ков за отчетный период не превышает следующих уровней:

Промышленность, строительство, транспорт -100

Сельское хозяйство, научно-техническая  сфера -60

Оптовая торговля -50

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения -30

Остальные отрасли и  другие виды деятельности -50

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Содержание учредительных  документов малых предприятий ряд  особенностей. В 80-90 случаях из 100 создается  малое предприятие, основанное на частной  или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990-х годов  малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ  с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия  семейного типа. Во многом это можно  объясняется сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев учредителями малых предприятий становятся местные  власти (иногда совместно с другими  предприятиями). Их вклад как учредителей  состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий  как один из важнейших включен  в программу демонополизации  хозяйства страны. Здесь предусмотрено  как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

- выделение самостоятельных  производственно – хозяйственных  блоков;

- выделение малых и  средних коллективов из состава  крупных предприятий;

- создание небольших  дочерних предприятий по инициативе  крупных предприятий.

Таким образом, малые предприятия  можно образовать, во – первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во – вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создание рыночной инфраструктуры оптимален.

Малые предприятия могут  учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

Развитие любой формы  предпринимательства зависит в  основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и  способности конкретного предпринимателя  использовать данные ему права для  реализации своих хозяйственных  целей. В большей степени эти  факторы воздействуют на развитие малой  экономики, которая наиболее чувствительна  к конкретным условиям хозяйственной  конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.


Информация о работе Развитие и становление малого бизнеса в России