Пути увеличения доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2007, 2008 г.;
проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 3
1. Доходы федерального бюджета и их экономическая сущность 5
2. Структура доходов федерального бюджета 7
3. Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях 21
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     государственной пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

     В соответствии с Законом РФ «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» от 27.12.91 г. с последующими изменениями и дополнениями налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

     Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место (рис.2)

 
 

Рисунок 1. Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет в январе - ноябре 2008г. (млрд. руб.). 4 

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 1604,7 млрд. руб., что  на 42,9% больше сравнению с 2007 годом.

     Единый  налог на добычу полезных ископаемых введен с 2002 г. взамен действовавших до этого трех налогов: акциза на сырье, налога на право пользования недрами, и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль – 40% в общем объеме налоговых поступлений.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) также занимает важнейшее место среди налоговых поступлений в федеральный бюджет. НДС введен в 1991 г. Это косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. В 2008 г. Поступления ДНС составили 998,4 млрд. руб. и по сравнению с 2007 г. снизились на 28,2%.

     С фискальной точки зрения это исключительно  эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота  и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

     Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 г. составили 761,1 млрд.руб. По сравнению с 2007 г. поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. руб. и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

     ЕСН был введен с 1 января 2001 г., носит  целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент обеспечивает 12% налоговых поступлений в федеральный бюджет.

     Акцизы взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, минеральное сырьё) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. По сводной группе акцизов поступления в федеральный бюджет составили в 2008 г. 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 г. на 15,1%.

     И только 2% поступлений в общем  объеме налоговых доходов в Федеральный бюджет приходятся на такие налоги, как налог на доходы физических лиц, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов5.

     2. Неналоговые доходы являются составной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ.

     Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
  • для неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа, чем по налоговым платежам;
  • неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

     В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение  которых бюджетом имеет самые  различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами (рис 3).

     В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам бюджета отнесены6:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

     Помимо  различных видов доходов в  федеральных бюджет зачисляются  поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. 

     

      Рисунок 2. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета в 2008 г. (млрд. руб.).7 

     К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета8.

     Поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в  форме займов, осуществляемых в иностранной  валюте путем размещения государственных  ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     В федеральный бюджет могут зачисляться  безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов РФ), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

     доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

     части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

     сборов  за выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);

     прочих  лицензионных сборов;

     таможенных  пошлин и таможенных сборов;

     платы за использование лесов в части  минимального размера арендной платы  и минимального размера платы  по договору купли-продажи лесных насаждений;

     платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

     платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

     платы за негативное воздействие на окружающую среду;

     консульских сборов;

     патентных пошлин;

     платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

     В неналоговых доходах федерального бюджета также учитываются:

     прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;

     доходы  от внешнеэкономической деятельности.

     Наибольший  удельный вес среди неналоговых  поступлений в Федеральный бюджет составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (рис. 3) – 91% (3999,14 млрд. руб. в 2008 г.). По сравнения с 2007 г. Они увеличились на 1590,84 млрд. руб. В 2009 г. Планируется увеличить эти доходы до 4243,38 млрд. руб.

     На  втором месте доходы от оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, после уплаты налогов и сборов. Они составили в 2008 г. 121,44 млрд. руб., что на 6,24% больше, чем в 2007 г.

     Платежи при использовании природных  ресурсов принесли в бюджет 121,53 млрд. руб. Эта цифра по прогнозу на 2009 г. уменьшится вдвое и составит 59,04 млрд.

     Доходы  от государственной собственности  незначительно пополняют государственный  бюджет. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 79,1 млрд. руб., а доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 6,85 млрд. руб.

  1. Оптимизация доходов федерального бюджета

                 в современных условиях

 

     Так как налоговые доходы составляют около 60% в общем объеме доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не может в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов к налоговой политике.

     Налогообложение в целом направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что около половины промышленных предприятий убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

     Не менее высоко налоговое давление и на население, хотя формально оно представлено лишь в идее ставки подоходного налога в размере 13%. При этом не учитывается скрытая форма обложения доходов населения через косвенные налоги.

     Нездоровая  ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений составляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все налоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги, нет ни в одной развитой стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и независящими от инфляции источниками доходов федерального бюджета. Однако высокие косвенные налоги являющиеся пенообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками таких налогов становятся население, государственные учреждения, предприятия-производители.

Информация о работе Пути увеличения доходов федерального бюджета