Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:32, реферат
Одним из основных факторов, вовлеченных в трансформацию из централизовано-плановой в рыночную экономику, являются социальные и трудовые отношения, для поддержки которых требуется сильная экономика. Характерными особенностями развития экономики Украины в настоящее время являются неадекватные отношения между различными типами и уровнями трудового стимулирования.
1
Пути трансформации немецкого опыта построения социально-ориентированной рыночной экономики
Одним из основных факторов, вовлеченных в трансформацию из централизовано-плановой в рыночную экономику, являются социальные и трудовые отношения, для поддержки которых требуется сильная экономика. Характерными особенностями развития экономики Украины в настоящее время являются неадекватные отношения между различными типами и уровнями трудового стимулирования.
При переходной экономике вопросы решения проблем безработицы осложнены часто слабым развитием системы социального обеспечения и большой долей неофициальной экономики. Следовательно, ситуация в большинстве переходных экономик проблематична и нуждается в более пристальном рассмотрении.
Переход к экономике с рыночной ориентацией зависит от широкомасштабной приватизации государственной собственности. Некоторые результаты этой приватизации могут быть резюмированы как:
• институциональные изменения (создание внегосударственного сектора экономики);
• экономические изменения (привлечение инвестиций, обеспечение эффективной работой на приватизированных предприятиях, пополнение государственного бюджета);
• социальные изменения (жизненные стандарты, уровень заработной платы, эффективное использование рабочего времени).
Несовершенство механизмов финансирования и кредитования, отторжение политики государственного инвестирования и большие налоги отрицательно сказываются на эффективности приватизированных предприятий. Эти предприятия действуют без государственной поддержки в несовершенной инфраструктуре рынка. Последнее - наиболее необходимо в странах с развивающейся рыночной экономикой, в условиях изменения процентной и обменной ставок и отсутствия механизма регулирования цен. Таким образом, развитие реальных собственников является достаточно медленным процессом.
Профсоюзы приватизированных предприятий не могут функционировать эффективно, если отсутствует эффективный механизм реализации прав собственности. Следовательно, доход используется на формирование фондов потребления, заявок на новые технологии, обновление основных средств производства и модернизацию оборудования.
Поэтому проблемы найма работников, рабочей дисциплины, пересмотра норм и стандартов, а также увольнение работников иногда более важны, чем экономические интересы владельцев.
Проблема занятости возросла с появлением реформы касающейся прав собственности. Недостаточное бюджетное финансирование замедляет реструктуризацию экономики. Она ведет к значительным снижением процента занятости. Но в то же время заметен значительный упадок уровня производства, который продолжает падать вследствие неквалифицированного менеджмента.
Невозможно охарактеризовать итоги социально-экономической приватизации только с помощью одного показателя, так как они могут быть как положительными, так и негативными, то есть с точки зрения государства позитивным будет являться повышение числа занятых на приватизированных предприятиях, потому что это повлияет на рост процента занятости; однако с точки зрения частных предприятий, повышение числа занятых может быть не таким выгодным, так как это может привести к увеличению рабочих часов и таким образом к снижению эффективности производства. Как результат этого производительность и трудовая занятность понизились, ведя к феномену - скрытой безработице.
Благодаря неоднородной структуре украинского рынка труда и текущей стадии экономического развития скрытая безработица формируется между 1/4 и 1/2 всей рабочей силы. Процесс невысвобождения квалифицированной рабочей силы и, таким образом, аннулирование выплат обязательного выходного пособия рабочим искусственно сдерживает рынок труда и ведет к значительному росту скрытой безработицы. Рост скрытой безработицы обусловлен индивидуумами, которые работают в плохих условиях и ищут занятость на стороне. Данные региональных мониторинговых социальных исследований по проблемам различных небольших групп украинского населения (проведены под надзором Кабинета Министров) показывают, что 31,5 % рабочего населения имеют дополнительный заработок плюс к основному заработку на вспомогательных работах, 14,5% - в государственном секторе , 54,5% - в теневом секторе, 24,2% - в коммерческих организациях, 14% - сервисные услуги , 6,8% - в челночном экономическом туризме, 9,3% - другие виды деятельности.
Что касается структуры населения, привлеченного в теневой сектор, то назревает вывод, что состав этой группы довольно неоднороден. Этот сегмент включает как население, желающее найти работу в этом секторе, так и предпринимателей, которые не регистрируют деятельность своей фирмы для того, чтобы скрыть доходы. Поэтому, необходимо отметить, что занятость в теневой экономике может быть расценена как эффективная, однако она не соответствует макроэкономическим интересам государства.
Эти проблемы на рынке труда могут быть решены дальнейшим совершенствованием рыночных отношений, изменением налоговой политики и стабильностью ценовой политики. Скрытая безработица и занятость населения в теневом секторе значительно влияет на макроэкономические показатели, результатом чего является понижение трудовой мотивации и продуктивности через падение заработных плат.
Безработица так же является проблемой экономического развития западноевропейских стран. В Германии существуют особые проблемы, которые связанные с унификацией с бывшей Восточной Германией и последующей диспропорцией в экономиках, то есть высокая заработная плата и низкая безработица на Западе и противоположная ситуация на Востоке. Немецкий опыт интересен для Украины, так как экономическая ситуация в Восточной Германии и Украине одинаковы. Наши исследования показывают позитивное влияние немецкого опыта на регулирование безработицы путем создания новых рабочих мест и выпуска новой продукции.
Безработица в Германии была вызвана двумя факторами: переход от плановой к рыночной экономике в Восточной Германии и снижение экономической активности в Западной Европе. Правительственные бизнес-круги предлагали различные пути выхода из этой ситуации. Мы остановимся только на одном варианте - специально созданные новые рабочие места с введением новых технологий и выпуска новой продукции.
В современной экономической литературе инвестиция оценивается соответственно своему влиянию на экономическое развитие, в то время как инвестиция объединенная с инновацией ведёт к динамическому развитию экономики. В Германии это было подмечено и выбрано как один из способов создания новых рабочих мест для выпуска новой продукции. Другим фактором является понижение налога на доход более чем на 50% , такого уровня налога не было со времен образования Германии.
Используя эти новые возможности бизнесмены начали организовывать новые предприятия, используя новые технологии. Эта тенденция наиболее ярко выражена в Восточной Германии. Наши исследования показывают, что только в одной Саксонии (Восточная Германия) было создано более 2 тысяч дополнительных рабочих мест по производству новой продукции. Лидерами являются: Siemens - 533 рабочих места, AMD (микропроцессоры) - 550 рабочих мест, Siemens Motorola (коммуникации) - 450 рабочих мест. Согласно расчетам немецкого института экономического исследования - это всего лишь начало. Только расширение деятельности AMD и Siemens предоставит региону Дрездена 8800 рабочих мест. Уровень безработицы в этом регионе является самым низким на протяжении многих лет. В общем, по Германии: Daimler-Benz AG создал 4 800 рабочих мест, Rewe Gruppe - 4500 рабочих мест, Volkswagen ACi 4500 рабочих мест. В соответствии с результатами исследователей, которые были опубликованы в журнале Wirtschaftswoche , среди лучших 10 кампаний, которые предоставляют новые рабочие места, лидерами являются компании, которые развивают новые технологии.
Итак, как было аргументировано ранее, в Украине существует достаточно неразвитая социальная инфраструктура. Это ведет к росту теневой экономики. Эта теневая экономика стимулирует ВВП, так как предоставляет дополнительные денежные средства в систему, которая в ответ стимулирует больший спрос. Так как цепь занятости очень слаба, и она не повышает предложения, то она становится причиной повышения импорта, который сокращает доходы экономики.
Из предыдущего обсуждения опыта Германии видно, что прямые иностранные инвестиции прекрасно стимулировали экономику Западной Германии. Инвестиции были направлены на обучение персонала и разработку новой продукции, тем самым положительно повлияв на предложение и таким образом, стимулируя спрос.
Мы считаем, что одним из путей решения проблемы безработицы в Украине является трансформация немецкого опыта выхода из кризиса. Мы так же думаем, что использование положительного немецкого опыта, состоящего в уменьшении безработицы, приведет к двойному эффекту в экономической и социальной сферах.
Создание новых рабочих мест в производственных предприятиях требует необходимую правовую базу. Прежде всего, для защиты тех предприятий, которые создают новые рабочие места и выпускают новую продукцию. Кроме того, отечественные и зарубежные инвесторы, которые инвестируют разработку новых технологий, должны получить официальную защиту. Мы считаем, что реализация этих шагов позволит снизить уровень безработицы и повысить число конкурентоспособных предприятий реализующих свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Эти факторы должны содействовать интеграции Украины в ЕС.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНЫ В МИРОВОЙ РЫНОК КАПИТАЛА
Украина стремится к интеграции на мировой рынок капиталов, в мировое хозяйство; стремится заявить о себе на мировой арене. На первый взгляд это вполне обосновано и логично: наличие мощного ресурсного (сырьевого и трудового), производственного, интеллектуального потенциала. Но при всем желании т стремлении этого недостаточно. Другими словами «желания» не совпадают с возможностями на данном этапе в Украине.
Наше государство по принципу «одновременно и все сразу» бросается из крайности в крайность (кредиты МВФ, «торговля» своим выгодным геополитическим положением). Результат: полное отсутствие четкого механизма реализации имеющегося потенциала и очевидное наличие «возможностей» для возникновения кризисов в экономике.
Ставя на первое место свой мощный потенциал и выгодное геополитическое положение, Украина забывает о постулатах, которые открывают доступ на мировой рынок капиталов:
открытость;
простота;
предсказуемость.
А между тем все три на сегодня отсутствуют в экономике Украины.
Со сроком регистрации компании в один месяц, а учреждения предприятия и того больше, не может быть и речи о простоте.
Зарубежных контрагентов наличие запутанной и длительной организации регистрации настораживает и озадачивает, сдерживая их в принятии решения об инвестировании средств в экономику Украины.
В условиях отсутствия легализации частной собственности, роста доли «теневого» сектора, коррумпированности власти - на лицо «завуалированность» экономики, которая ограничивает и поток информации, и саму привлекательность экономики Украины.
Высокие темпы инфляции, «хронические» неплатежи, несовершенное законодательство, а значит высокий риск, что означает полную непредсказуемость экономики нашего государства.
Таким образом, вместо открытости, простоты и предсказуемости, на лицо сложность, непредсказуемость и «закрытость». В результате чего возникает целый ряд препятствий интеграции Украины на мировой рынок капиталов, главные из которых:
- несовершенство организационно-правовых условий предпринимательской деятельности;
- «рентная» активность капитала;
- « тотальная» коррупция;
- «натурализация» доходов;
- « долларизация» сбережений, и другие.
Результат наблюдаемых тенденций - это недостаточный объем инвестиций, негативный имидж на мировой арене, самый низкий кредитный рейтинг (Caa 1), - вследствие, утрата иностранными инвесторами интереса к Украине.
Наряду с этим, Украина стремится в европейские экономические структуры (и, прежде всего - в ЕС), что в целом правильно с позиции концентрации экономической и научно-технической мощи на Западе (без передовых технологий нашему государству трудно рассчитывать на экономический рост).
Объективно же Украина не готова к тесному сотрудничеству с Европой. Для достижения существенного прорыва в данном направлении потребуется время и еще раз время. При чем дальнейшая дезинтеграция пространства СНГ не может быть компенсирована западным направлением экономических связей.
В таких условиях стратегию вхождения Украины в мировое хозяйство необходимо скорректировать, опираясь на совместные усилия с Россией, другими государствами СНГ, восточной и Центральной Европы.
Для этого в области регулирования перемещения капитала важную роль должны сыграть принципы иностранного инвестирования, которые внедряет ЕС, а также международные организации системы ООН, включая Всемирную торговую организацию.
Наряду с этим, в результате отсутствия благоприятной экономико-правовой среды в Украине возникло два отнюдь не самых благоприятных явления, тормозящих ее вхождение на мировой рынок капиталов и не лучшим образом отражаясь на ее отношениях со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья:
«системные» тиски - деформирована налоговая политика, отсутствует прозрачное и стабильное хозяйственное законодательство, не созданы надлежащие условия безопасного ведения бизнеса. В результате все большое число товаропроизводителей «уходит» из легального сектора экономики, поэтому «теневой» сектор экономики составляет 40-60 % ВВП; возникает «уголовная» экономико-правовая среда.