Психология банкира

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в какой-то степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу. Именно поэтому опытный руководитель, в том числе банкир, уделяет внимание не только решению финансовых, технических или организационных проблем, а и решению психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 23.96 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Одна  из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения  с подчиненными, коллегами и начальством, и банковская деятельность не является исключением. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяют психологии и этики делового общения, главная цель которой — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности [1].

     Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в какой-то степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу. Именно поэтому опытный руководитель, в том числе банкир, уделяет внимание не только решению финансовых, технических или организационных проблем, а и решению психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Профессия «Банкир»

     Не  совсем правильно включать в понятие  «банкир» и топ-менеджеров и обычных  специалистов, обслуживающих клиентов в офисах. В нашей стране под  словом «банкир» понимается гораздо  больше, чем «человек, работающий в  банке». Это больше собирательный  образ, только лишь основанный на месте  работы, но не ограничивающийся только им. Владельцев банков тоже нельзя отнести к понятию «банкир», так как многие из них совсем не разбираются в банковской сфере, а лишь получают огромную прибыль. Существует мнение, что «банкиры» - это топ-менеджеры. В небольших банках к ним относятся управляющие, президенты, председатели правления. В банках среднего размера к этому понятию также относятся и зампреды. А в крупных банках – начальники управлений и департаментов. Иначе говоря, «банкиры» – это люди, оказывающие непосредственное влияние на деятельность банка. Они много зарабатывают и имеют колоссальный опыт в банковской сфере. Коммерческие банки начали появляться в 1988 году, в то время лицензии им выдавал еще Государственный банк СССР. Банки появлялись, а банковских специалистов не было. Раньше банкиров называли класс «белых воротничков. Во времена начала образования коммерческих банков в них попали, в основном, сотрудники развалившихся министерств. Одновременно прекратили свое существование и государственные банки. Оттуда и пошел основной поток банкиров. Люди, имеющие большой реальный опыт работы в государственных банках, очень ценились. Остальные получали финансовое образование. Тогда в банки приходили совершенно разные люди из экономической сферы, они учились и применяли новые знания на практике. В настоящее время развитие банковской сферы началось примерно 21 год назад. С тех времен банкиры стали профессионалами, получив не только российский, но и иностранный опыт. На сегодняшний день банкиры – это респектабельные, немного вальяжные, состоятельные люди, привыкшие к хорошей жизни. Ежегодно проводятся банковские конференции, где банкиры не только показывают свой социальный статус, но и статус своего банка, как стабильного партнера. Репутация российских банков во многом зависит от банкиров, от их поведения, умения преподнести себя и банк в наиболее выгодном свете. Поэтому подводя итог, можно сказать, что профессия «Банкир» подразумевает ещё и профессиональный образ жизни и от этого никуда не деться [3].

     2 Психология банкира

     Исторически существовали два типа предпринимателей - "авантюристы", ориентированные только на наживу, личное обогащение, и собственно "капиталисты", которые превыше всего ценят само дело. "Авантюристы" представляют собой бесперспективную ветвь, которая отсекается по мере развития рыночных отношений. В результате, "капиталисты" вытесняют "авантюристов". Между банкирами, психологически ориентированными прежде всего на расширение дела "капиталистами", и банкирами, мечтающими о "накоплении наслаждений" "авантюристами", зачастую возникает конфликт. Команды, начинавшие дело в "героический" период становления новых банков, порой распадались именно из-за этого. Так, представители одной из крупнейших финансово-промышленных групп предпочитали заработанные деньги переводить на Запад, хотя там они приносили гораздо меньшую прибыль. Когда другие высшие менеджеры предложили инвестировать эти деньги в высокорентабельные российские проекты, то ранее тесно спаянная команда финансистов распалась. Психологически схожий процесс шел и среди "маленьких" банковских начальников-руководителей отделов, отделений, филиалов. Однако очень быстро наметилось объединение двух типов банкиров - снизу и сверху. Одни принесли на рынок уникальный предпринимательский опыт, другие - государственный капитал и связи. По своей экономической функции банкир призван максимизировать прибыль: конкуренция навязывает ее как внешние принудительные законы. Но социальные и социально-психологические установки самих банкиров меняли и даже подменяли мотив максимизации прибыли. По данным "Экспертизы", среди мотивов, побудивших респондентов открыть собственное дело, первоначально действовали по крайней мере три - материальный, стремление изменить жизнь и желание обрести свободу, независимость. Первый "работал" среди мелких и средних предпринимателей. Второй мотив доминировал, пожалуй, в среде крупного бизнеса. Наконец, третий присутствует практически постоянно у всех. Сейчас среди российских бизнесменов и банкиров складывается мотивационный механизм, во многом отличный от господствующего в среде бизнеса развитых капиталистических стран. Для российских банкиров рынок стал своеобразным видом спорта, где они реализуют свою потребность в борьбе, свое стремление к победе, свое желание доказать себе самим свое превосходство над другими. Они с трудом принимают корпоративные правила игры и любые формы зависимости, для них очень важен мотив власти. Такие мотивы, как деньги ради денег, успех ради успеха и власть ради власти, большинству банковских руководителей чужды совершенно. Они считают, что власть - это прежде всего и больше всего ответственность за людей, это обязанность идти на конфликт, а не только на мирное сосуществование. Зарубежные социологические исследования показывают, что стремление к доминированию, способность к инициативе и уверенность в себе позитивно коррелируются с успехом в бизнесе. Напротив, ориентация на жизнь с высокой степенью релаксации и без стрессов в приятной рабочей атмосфере является негативным фактором для делового успеха. В последнее время в мотивации отечественных предпринимателей все чаще звучат социальные мотивы. В первую очередь - убеждение в том, что они способны сделать эту страну нормальной, то есть сильной и богатой страной, что возродить Россию может только частная инициатива. Многие банкиры ценят возможность самореализации и личную свободу, во всяком случае - экономическую. Они уверены, что банковская деятельность несет в себе и общественную функцию, потому что экономические преобразования не осуществятся и не имеют перспективы без наличия полноценной финансовой сферы, где люди работают не на свою личную прибыль, не на свой корыстный или властный интерес, а ради развития дела и на демократических началах. Банкиры считают, что они помогают обществу хотя бы тем, что создают предложение на рынке банковских услуг и рынке труда. Они ощущают большую социальную ответственность перед своими непосредственными сотрудниками. По мере своего развития новый класс формирует и новую систему ценностей, принципиально отличную от традиционных советских представлений, основу которых составляла опека государства и патерналистское восприятие власти. Важнейшей ценностью стал принцип индивидуализма, нередко явно преувеличиваемый. Другой важной ценностью стал принцип "равенства возможностей", возможностей реализовать себя. В предпринимательской системе ценностей жизнь рассматривается как состязание, в котором победа достается наиболее умному, сильному, достойному. Именно поэтому в идеологию "равенства возможностей" органически включено неприятие идеи социального равенства. Предпринимательский индивидуализм банкиров порождает еще одну ценность - веру человека в себя [2]. Банковские руководители предлагают не воспитывать человека, а дать ему свободу и верят в созидательные силы социума. Если сотрудник провел хорошую финансовую операцию, которая дала банку высокий дополнительный доход, то банк может дополнительно премировать его. Допустим, банк может предоставить сотруднику льготную ссуду на приобретение автомобиля или другой какой-то дорогостоящей вещи. Все это позитивно сказывается на корпоративной психологии банковских работников, их отношении к работе. В рамках психологии банкиров следует обратить внимание на их политические убеждения. Конечно, у банкира, как у любого другого человека, могут быть свои политические пристрастия, но они не должны влиять на работу самого банка. Банк как финансовый институт аполитичен по своей природе и подчиняется той власти, которая в данный момент существует на территории, где действует банк. Для многих банкиров это аксиома. Банк - как «официант», его дело обслуживать клиентов независимо от политических убеждений или принадлежности к тому или иному лагерю. Взял у кого-то деньги или выдал их кому-то, оформил это - вот его работа. Банковская сфера - не место для сведения политических счетов, так считают банковские работники. Коммерческие банки за последние годы существования в России совершили огромный рывок, в том числе на пути к цивилизованному банковскому бизнесу; определенные достижения имеются, например, в сфере развития кредитного рынка. Однако если взять функцию распределения, то здесь нельзя не заметить отсутствия некоторой системы. Надо, чтобы люди начали осознавать, что они общаются не с фирмами, которые делают деньги из воздуха, а имеют дело со сферой очень важных услуг, с системой производства, без которой невозможно существовать точно так же, как нельзя обойтись, например, без юриста, врача. И эта потребность продиктована уровнем экономических отношений конца XX -начала XXI века. Сегодня многие банкиры ощущают дискомфорт. С одной стороны, от того, что нет правил честной игры, отсутствует нормальное правовое обеспечение банковской деятельности. С другой стороны - даже на средства, которые банковские служащие получают за работу - хотя бы они и были выше среднего, нельзя достойно жить. Они должны все время думать, что достойная жизнь будет когда-то, и понимать, что по большому счету даже на эти деньги нельзя получить нормальных услуг. Тем не менее, комфортность их состояния не связана с тем, чтобы банк был самым крупным, а машина - самой лучшей и т.д. Для них гораздо важнее, чтобы банк был устойчивым, стабильно и планомерно развивался и чтобы были гарантии этой стабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В условиях мирового финансового кризиса  необходимо отметить всё возрастающую роль психологии в банковской практике. Миллиардные убытки, массовые увольнения, программы экономии, биржевые провалы: список причин для стресса инвестиционного банкира может быть еще продолжен, причем перегрузку испытывает психика и уже уволенных банковских сотрудников, и тех, кто ждет этого со дня на день. «Потеря психологического равновесия способна коснуться не просто отдельного менеджера, но и охватить целый коллектив», — свидетельствует психолог Джонатан Цнаймер. Боязнь работников банка расстаться со своей карьерой велика сейчас, как никогда раньше. На фоне могучей поступи финансового кризиса нарастает ощущение личной беспомощности. Однако обнаружение собственного бессилия является для этой отрасли табу. Именно поэтому я считаю, что необходимо достаточно тщательно разрабатывать программу профессиональных психологических тестов для банкиров и организовывать психологические тренинги. На практике, для значимого сокращения степени получаемых не точных выводов, в наши дни применяются автоматизированные психологические тесты для банкиров. Позволяя анализировать внутриличностные качества, психологические тесты для банкиров становятся ценным профессиональным механизмом тестирования. Существуют базовые специализации диагностирования опросами имеющими различия по специализации, факторам, временным интервалам и достоверности. К достаточно известным и постоянно имеющимся психологическим тестам для банкиров относятся многоплановые методики МMPI2 и Р.Кэттелла. За данными психологическими тестами для банкиров есть необходимость работать при решении задач обычного анализа или мгновенной диагностики клиента. В отличии от первых, с целью контрольной психоконсультации или корректирующего диагностирования доминируют специализированные психологические тесты для банкиров. К таким могут быть отнесены, к примеру, тесты: К.Леонгарда Шмишека, Дж.Голланда, Йовайши, ДМO Лери и т.д. Любое практическое диагностирование должно проводиться при составлении одновременно двух групп систематизированных методов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Лавриненко В. Социальная психология и этика делового общения.: Учебн. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. http://vdollarah.ru/2010/07/06/psixologiya-bankirov/

3. http://www.1000monet.ru/psychology_of_money/108-kto-takie-bankiry.html 
 
 

Информация о работе Психология банкира