Программно-целевой метод планирования бюджета: сущность и сфера применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Описание работы

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Содержание

I. Теоретическая часть
1.1. Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования…………………………………………………………..3
1.2. Целевые комплексные программы как эффективный результат программно-целевого метода…………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки программно-целевого метода…..11
II. Практическая часть
2.1. Исполнение расходных обязательств бюджета города Омска…………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     Преимущества  программно-целевого метода:

  1. Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;
  2. Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;
  3. Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;
  4. Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;
  5. Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;
  6. Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов;
  7. Целевая программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:
    • планирование целей и желаемых результатов;
    • расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;
    • планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;
    • планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.

     Несмотря  на ряд достоинств, всё же программно-целевой  метод имеет недостатки:

  1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме "цель - система мероприятий – система управления".
  2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем. Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.
  3. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
  4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ. В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
  5. Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы.

     Таким образом, программно-целевой метод  имеет как преимущества при применении, так и недостатки. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области. 

     II. Практическая часть

     2.1.Исполнение  расходных обязательств бюджета  города Омска

     Формирование  расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  города Омска, обусловленными установленным  законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета города.

     Рассмотрим  исполнение расходных обязательств города Омска на 01.10.2010 по разделам классификации  расходов бюджета (табл.2). Следует отметить, что данные по строке «предусмотрено в бюджете» представлены в таблице с учетом изменений, согласно Решению Омского городского Совета от 27 сентября 2010 года № 360 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 23.12.2009 № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

     Рассмотрим  исполнение расходных обязательств города Омска на 01.10.2010 по разделам классификации  расходов бюджета (табл.2). Следует отметить, что данные по строке «предусмотрено в бюджете» представлены в таблице с учетом изменений, согласно Решению Омского городского Совета от 27 сентября 2010 года № 360 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 23.12.2009 № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

     Таблица 2. Исполнение расходных обязательств города Омска на 01.10.2010 г. по разделам классификации расходов бюджета (тыс.руб.)

      Наименование  раздела Предусмотрено в бюджете Исполнено за 9 мес. 2010г. Процент исполнения
    1 Общегосударственные вопросы 1 386 734,2 951 437,5 68,6
    2 Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 60 968,5 47 872,1 78,5
    3 Национальная  экономика 904 019,2 543 187,2 60,1
    4 Жилищно-коммунальное хозяйство 1 811 253,6 1 219 436,3 67,3
    5 Охрана окружающей среды 3 187,0 93,0 2,9
    6 Образование 4 383 658,2 2 981 295,5 68,0
    7 Культура, кинематография, средства массовой информации 383 959,2 260 672,0 67,9
    8 Здравоохранение, физическая культура и спорт 4 194 524,2 2 992 724,3 71,3
    9 Социальная  политика 674 997,3 499 399,5 74,0
      Итого 13 803 301,4 9 496 117,4 68,8
 

     Рассмотрев  исполнение расходных обязательств города Омска по разделам классификации  расходов бюджета на 01.10.2010, следует  отметить, что расходные обязательства  исполнены на 68,8 % по сравнению с  предусмотренной величиной расходов на 2010 г. Это свидетельствует о том, что исполнение расходных обязательств осуществляется в соответствии с планом. Следует отметить, что наибольший процент исполнения расходных обязательств отмечается в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 78,5%. Расходные обязательства в данной отрасли исполняются в городе Омск по следующим направления: участие в реализации мероприятий городских целевых программ в области пожарной безопасности и гражданской обороны; предупреждение и защита жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в организации работы пунктов охраны общественного порядка и их советов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории муниципального образования; расходные обязательства в области охраны окружающей среды.

     Необходимо  отметить достаточно низкий процент  исполнения расходных обязательств города Омска в области охраны окружающей среды на уровне 2,9% от предусмотренной в бюджете суммы 3,2 млн.руб. Это свидетельствует о недостаточном исполнении обязательств по таким направлениям, как осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования; распространение экологической информации, полученной от государственных органов; осуществление контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования.

     Основным  принципом бюджетного планирования является гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства должно осуществляться только в случае и пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств, которое может образоваться за счет:

  • сокращения части действующих обязательств;
  • применения консервативных методов корректировки действующих обязательств в зависимости от условий планируемого периода.

     Таким образом, расходные обязательства  города Омска возникают в результате принятия муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Суммы на исполнение расходных обязательств города Омска утверждаются ежегодно решением Омского городского совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год. Исполнение расходных обязательств города Омска в 2010 г. осуществляется в соответствии с планом.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     При изучении сущности и значения программно-целевого метода бюджетного планирования на примере бюджета города Омска можно сделать выводы, что программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

     Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

     В данной работе рассмотрено планирование расходов бюджета города Омска программно-целевым методом. Программы, реализуемые в настоящее время на территории Омска отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности администрации области. Можно сделать вывод, что планирование расходов бюджета города Омска программно-целевым методом является обоснованным и эффективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Решение Омского городского Совета от 23 декабря 2009 года № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»
  2. Александров, И.М. Бюджетная система РФ: учебник, 2-е издание /И.М. Александров М.: Дашков и Ко, 2007. – 483 с.
  3. Балдина, С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации: учебник для вузов /С.В.Балдина. – М.: МЦФЭР, 2009. – 761 с.
  4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е.Ф. Борисов, - М.:Юрист, 2008. – 417 с
  5. Вышегородцев, М. М. Управление бюджетом: учебник для вузов / М.М. Вышегородцев. - М.: Дис, 2008. – 380 с.

Информация о работе Программно-целевой метод планирования бюджета: сущность и сфера применения