Прогнозирование величины оборотных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства в достаточном объеме (оборотный капитал), которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотные средства хозяйствующих субъектов, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс.

Содержание

Введение.
1. Характеристика оборотных средств и их роль в хозяйственной деятельности предприятия.
2. Методологические основы определения величины оборотных средств на плановый период.
2.1. Методика определения потребности в оборотных средствах.
2.2.Обоснование методики прогнозирования величины оборотных средств.
3. Прогноз потребности в оборотных средствах предприятия.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

1,2 глава.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

2. первичная обработка исходных данных;

3. определение круга возможных моделей прогнозирования;

4. оценка параметров моделей;

5. исследование качества выбранных моделей, адекватности их реальному процессу. Выбор лучшей из моделей;

6. построение прогноза;

7. содержательный анализ полученного прогноза.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

 

Методы индивидуального экспертного прогнозирования

 

Дадим определения некоторых понятий, в частности, таких, как: метод, методика, методология.

В широком смысле слова – метод (гр. methodos) - это:

1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;

2) прием или система приемов в какой-либо деятельности.

Применительно к экономической науке и практике - метод - это:

1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления;

2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике;

3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

Методика - это:

1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо;

2) учение о методах преподавания той или иной науки.

Применительно к прогнозированию в качестве примеров (первый подход) можно привести следующие: методика прогнозирования спроса, продаж, методика прогнозирования финансового состояния предприятия и др.

Методология - это:

1) учение о методе;

2) основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Единого, универсального, метода прогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). На рисунке 2.1 представлен один из вариантов классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах

 

 

Рисунок 2.1. Классификация методов прогнозирования

 

Экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

- по количеству привлеченных экспертов;

- по наличию аналитической обработки данных экспертизы

Центральным этапом экспертного прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:

- индивидуальный или

- групповой (коллективный);

- личный (очный) или

- заочный (путем пересылки анкет);

- устный или

- письменный;

- открытый или скрытый.

Метод индивидуальной экспертной оценки – метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации оценки одного эксперта.

Индивидуальный опрос позволяет максимально использовать способности и знания каждого специалиста. В отличие от индивидуального при групповом опросе специалисты могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку. Обмен мнениями является обычно стимулирующим началом в выдвижении и творческой разработке новых идей. В то же время недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.

Из сказанного видно, что методы индивидуального опроса предъявляют более высокие требования к эксперту по сравнению с групповым опросом, при котором ошибочные мнения и суждения отдельных экспертов могут быть “поправлены” при выведении общей оценки всей группой.

Среди методов индивидуального экспертного прогнозирования следует выделить метод интервью, аналитические экспертные оценки (например, в виде докладной записки), морфологический анализ и др., хотя некоторые из них, например, метод генерации идей, экспертных оценок и другие могут применяться и в коллективном варианте.

Рассмотрим более подробно некоторые индивидуальные методы экспертных оценок.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные советы на поставленные вопросы.

Одновременно может проводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратиться в дискуссию

Метод интервью по своей сути (но не по форме) очень схож с методом очного анкетирования. Анкетирование заключается в предъявлении эксперту опросного листа-анкеты, на которую он должен дать ответ в письменной форме (в то время как интервьюирование предполагает устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование может быть и заочным, когда нет непосредственного контакта эксперта с организатором прогнозной деятельности.

Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество этого метода — возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.

Метод составления сценариев - наиболее популярный за последние десятилетия метод экспертных оценок. Термин “сценарий” впервые был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области.

Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - наиболее вероятный, ожидаемый.

Составление сценария, как правило, включат в себя несколько этапов:

1) структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен настолько точно, насколько это возможно.

На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта. Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы проекта;

2) определение и группировка сфер влияния. Для осуществления данного этапа необходимо выделить критические среды бизнеса и оценить их влияние на будущее предприятия;

3) установление показателей будущего развития критически важных факторов среды предприятия. После того как основные сферы влияния обозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем исходя из намеченных предприятием целей. Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно благополучными, амбициозными.

Для сфер, развитие которых может включать несколько вариантов, будущее состояние должно быть описано при помощи нескольких альтернативных показателей (например, предприятие устраивает, чтобы численность населения увеличилась на 2,3 или 5%);

4) формирование и отбор согласующихся наборов предположений. Если на предыдущем этапе предприятие определило будущее состояние среды и ее влияние на предприятие исходя из собственных целей, то на данном этапе возможное развитие сфер влияния определяется исходя из их сегодняшнего состояния и всевозможных изменений.

Сценарий в готовом виде должен быть подвергнут анализу. На основании анализа информации, признанной пригодной для предстоящего прогноза, формулируются цели, определяются критерии, рассматриваются альтернативные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя данную работу, мы убедились, что оборотные средства являются наиболее мобильной частью капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Недостаток средств, авансируемых на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах, осуществляемая в процессе нормирования, необходимо, чтобы обеспечить бесперебойный процесс производства при минимальном, экономически обоснованном авансировании денежных ресурсов в оборотные фонды. Применяются следующие основные методы нормирования оборотных средств: прямого счета, аналитический, коэффициентный.

Метод прямого счета заключается в том, что сначала определяется величина авансирования оборотных средств в каждый их элемент, затем суммированием элементов определяется общая сумма нормативов.

При аналитическом методе расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупнено с учетом соотношения между темпами роста объема производства и размера нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе старого путем внесения в него изменений с учетом условий производства, снабжения, реализации продукции, расчетов.

В промышленности основным считается метод прямого счета, поскольку он обеспечивает не только расчет экономически обоснованного норматива, но и позволяет в процессе нормирования воздействовать на улучшение хозяйственной деятельности предприятия.

В данном методе нормируется каждый элемент оборотных средств в отдельности и на их основе определяется совокупный норматив.

Учитывая финансовые показатели, мы можем определить, норматив собственных оборотных средств по готовой продукции, по незавершенному производству, по сырью и основным материалам, по расходам будущих периодов. Отсюда, совокупный норматив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абчук В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетиге. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 448 с.;

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов/Ред. П.П. Табурчак, Ред. В.М. Тушин, Ред. М.С. Сапрыкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 348 с.: табл.

3. Бухалков Н.А. Внутрифирменное планирование. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. -400 с.;

4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2004. - 400 с.;

5. Дитгер Хан. Планирование и контроль. Москва. Финансы и статистика. 2004. - 321с. ;

6. Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебник для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 755 с.

7. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/Под общ. Ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой., Минск: ИП «Экоперспектива», 2000 - 432 с.;

8. Прогнозирование и планирование экономики: учебник /Под общ.ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича.-Мн.:Современная школа,2005.-476с.;

9. Прогнозный анализ в управлении затратами на производство продукции/Николаева Н.А.//Эффективность функционирования и развития предприятий региона: проблемы и перспективы: сб. науч. тр./ТюмГНГУ. - Тюмень, 2006. - с.61.

10. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

11. Андронова И.В., Пленкина В.В., Осиновская И.В. Прогнозирование социально - экономических явлений. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. -212 с.;

26

 



Информация о работе Прогнозирование величины оборотных средств предприятия