Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 03:40, реферат
В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни и её глобализации одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения. Формирование устойчивых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные системы (национальные, региональные и мировую).
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Международная валютная система …………………………………..............5
1.1 Сущность, функции и задачи мировой валютной системы……………….5
1.2 Этапы эволюции мировой валютной системы ……………………………..7
2 Основные проекты реорганизации ………………………………………….10
2.1 «Целевые зоны» Вилльямсона ……………………………………………..10
2.2 Координация экономической политики в условиях
фиксированных валютных курсов …………………………………………13
2.3 Таргетирование номинального дохода …………………………………….15
2.4 Контроль над движением капитала ………………………………………..17
2.5 Реформы МВФ ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………………..…27
Приложение А. Основные элементы национальной и мировой
валютных систем ………………………………
Следует отметить, что контроль над движением капитала не является современным изобретением. Еще во времена золотого стандарта в ходе Первой мировой войны правительства ограничивали покупки иностранных активов и займы за рубежом, чтобы избежать утечки капитала. Формы он может принимать самые различные: от рыночного регулирования до административного контроля. Среди рыночных форм наибольшей популярностью пользуются множественные валютные курсы, явное и скрытое налогообложение, а также количественные требования к резидентам и нерезидентам. Контроль над оттоком капитала рассматривается как мера по предотвращению финансового кризиса.
Различают два типа контроля: первый соответствует «превентивному» или «профилактическому» контролю. Его ужесточают, когда страна сталкивается с серьезным дефицитом платежного баланса, но до девальвации еще нет. Второй тип контроля над оттоком можно обозначить как «оздоровительный». Страны, уже пережившие кризис, могут извлечь выгоду от временного ужесточения контроля, поскольку он позволяет получить дополнительное время для реструктуризации финансового сектора и экономики в целом [14, с. 345].
Одно из ранних и наиболее известных предложений по контролю над движением капитала было выдвинуто Джеймсом Тобином. В 1978 г. в проекте международной валютной реформы для «снижения избыточной эффективности» финансовых рынков он предложил ввести всеобщий прогрессивный налог на валютные операции. После фондового краха 1987 г. идею косвенного налога для снижения волатильности на рынке ценных бумаг поддержали Р. Дорнбуш и Л. Саммерс. Однако практическое введение налога Тобина – трудная задача, т.к. он будет работать только, если все страны станут его одновременно использовать. Эта трудность фактически сделала налог Тобина технически и политически неприменимым. Кроме того, современные финансовые дериваты позволяют обойти такой налог, что сводит его эффект на нет.
Другой популярный вариант контроля над движением капитала - множественные валютные курсы. Тот же Дорнбуш совместно с Дж. Франкелем предложили ограничить движение международного капитала при помощи двойных валютных курсов. Менее гибкие курсы могли бы быть применимы к торговым операциям, а более гибкие – к финансовым операциям по счету движения капитала. Как Тобин, так и Дорнбуш с Франкелем полагают, что при ограничении мобильности капитала и введении сегментации рынка, международная валютная система будет работать гораздо эффективнее, и, следовательно, исчезнет необходимость в тесной координации макроэкономической политики, которую они считают бесполезной и нецелесообразной.
С 1998 г. МВФ одобряет рыночные формы контроля над движением капитала. Наиболее популярной и модной системой регулирования признали чилийскую модель, смысл которой состоит в системе резервных требований для нерезидентов, импортирующих капитал в страну. Как обычные банковские резервные требования дифференцируются в зависимости от вида вклада, так и требования для нерезидентов разнятся в зависимости от инвестиций. К аналогичной системе регулирования прибегли Бразилия, Колумбия, Тайланд и Майлазия. Удачность чилийской модели одтвердила практика. Ни в ходе мексиканского кризиса 1994-95 гг., ни во время азиатского кризиса 1997-98 гг. никакие кризисы Чили не потрясали (хотя предпосылки для этого имелись).
Анализируя теорию и практику контроля над движением капитала Пол Кругман выдвинул четыре принципа регулирования: 1) контроль должен как можно меньше вмешиваться во внутренние экономические связи; 2) независимо от того, насколько он действенен, контроль создает искажения в экономике, которые имеют тенденцию усиливаться во времени, поэтому его следует использовать только на непродолжительный период; 3) контроль не рекомендуется применять для защиты от спекулянтов, поскольку это приведет к росту реального валютного курса и падению конкурентоспособности экспортных отраслей; 4) контроль должен способствовать фундаментальной реформе, но не служить ее альтернативой [3, с.175].
Таким
образом, несмотря на обычные теоретические
противоречия, исследователи в целом приходят
к определенному согласию об эффективности
контроля над движением капитала. Он позволяет
изменить структуру привлеченного капитала,
поддерживать небольшой постоянный процентный
дифференциал, препятствовать проникновению
иностранцев на внутренний рынок и т.д.
Однако ограничения никак не могут компенсировать
несостоятельную экономическую политику
властей, и их эффективность снижается
во времени, по мере того как частный сектор
совершенствуется в способах обхода госконтроля.
2.5
Реформы МВФ
Как
показал опыт 1990-х гг. одной из
ключевых причин финансовых кризисов
являлся недостаток ликвидности
и невозможность
Функции международного кредитора последней инстанции может выполнять как страховой институт, так и наднациональное банковское учреждение. В декабре 1997 г. известный всему миру финансист Дж. Сорос в Financial Times предложил схему гарантий по международным кредитам. По его мысли, им должен быть институт международного центрального банка.
Главное, за что критикуют мирового кредитора, это за риск безответственного поведения. Любая страна, зная о возможности получения кредита, может сознательно проводить рискованную экономическую политику с большим долгом, бюджетным дефицитом и т.д. По мнению многих специалистов, пакеты помощи МВФ с треском провалились именно из-за проблемы недобросовестного поведения стран-получателей помощи.
Другой проблемой являются ресурсы кредитования. Откуда взять деньги? В принципе, кредитор последней инстанции способен их сам печатать. Введение планетарной валюты вовсе необязательно, достаточно просто иметь возможность эмитировать уже существующие в мире твердые валюты. Так, по мнению Б. Эйхенгрина, мировой кредитор не обязательно должен печатать деньги, однако ему особенно важно иметь доступ к резервам твердых валют. В то же время как признается Эйхенгрин, требуемые объемы резервов являются «нереалистически большими»[1, с.72]. В случае, если мировой кредитор станет испытывать дефицит резервов, последствия для международной финансовой системы будут значительно хуже, нежели он не занимался бы кредитованием вообще.
В зависимости от того, как решать две описанные проблемы, мировой кредитор последней инстанции может иметь разный статус. Например, им способен быть наднациональный центральный банк с собственной эмиссией и мировой денежно-кредитной политикой или мировой кредитор может быть надзорным агентством и следовать политике банковского регулирования. В первом случае он выдает ссуды анонимно, рассчитывая на то, что рынок самостоятельно и эффективно распределит полученные деньги среди кредитоспособных банков. Во втором случае мировой кредитор, на нерыночных условиях и оговаривая особые требования, предоставляет средства строго определенным заемщикам.
О. Джин, аналитик МВФ, совместно с профессором Женевского института международных исследований Ч. Выплошем, выяснили, что оба варианта ведут к разным экономическим последствиям. Если кредитор будет проводить мировую денежно- кредитную политику, ему потребуется гораздо больше резервов, по сравнению с уровнем, необходимым внутреннему кредитору последней инстанции для решения той же задачи. Хочет того мировой кредитор или нет, часть его резервов пойдет на финансирование оттока капитала, вызванного спекулятивными операциями. Если мировой кредитор станет весит себя так же, как и национальное агентство по банковскому регулированию и надзору, то ему потребуется заметно меньше резервов. Однако такая политика требует глубокого вмешательства во внутренние дела национальной финансовой системы в связи, с чем при существующих международных институциональных соглашениях ее невозможно воплотить на практике.
Сейчас функции мирового кредитора последней инстанции выполняет МВФ, который «и жнец, и кузнец, и на дуде игрец» [1, с.72] . Он и надзирает за экономической политикой правительства, и эмитирует SDR. В 1999 г. первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что Фонду следует полноценно двигаться от просто политики международного кредитования к институту мирового кредитора. Стандартными инструментами Фонда являются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев и программа среднесрочного финансирования на три года. Сроки погашения краткосрочных кредитов составляют пять лет, а среднесрочных – десять лет. Объем кредитования в обоих случаях ограничивается размером страновой квоты. Начиная с мексиканского кризиса 1994-95 гг. было много разговоров об усовершенствовании кредитования МВФ. Так, в 1997 г. МВФ ввел в действие программу дополнительного резервного финансирования. Главное ее отличие от всех традиционных программ Фонда состоит в том, что доступ к кредитным ресурсам ничем не ограничен. Однако сроки погашения очень короткие, а ставки на уровне рыночных. В 1999 г. МВФ утвердил еще одну программу «обусловленных» кредитных линий. Смысл ее заключается в том, что страны, проводившие «безупречную» экономическую политику, могут получить неограниченный доступ к ресурсам Фонда. Обусловленные кредитные линии являются своеобразным аналогом банковских открытых кредитных линий.
После азиатского кризиса МВФ не желает предоставлять ссуды странам, если видит возможность риска безответственного поведения. В связи с этим многие страны ратуют за сокращение функций Фонда, а некоторые эксперты высказываются даже за его ликвидацию. В марте 2000 г. был опубликован отчет Консультативной Комиссии Конгресса США по международным финансовым организациям, которую возглавил Мельцер. По мнению членов Комиссии, помощь МВФ порождает ожидания новых кредитов и провоцирует спекулятивную игру на рынках. Чтобы избежать этого Комиссия предлагает несколько коренных изменений: 1) сделать основной функцией МВФ краткосрочное кредитование в кризисных ситуациях; 2) в случае предоставления кредитов, процентная ставка по ним должна быть не только рыночной, но и высокой (по крайней мере, выше ставки текущих заимствований), чтобы к МВФ обращались лишь в крайнем случае; 3) кредиты должны носить четко оговоренный приоритетный характер с правом первоочередного обращения требований на активы должника; 4) развивающиеся страны должны отвечать сами за себя и прежде чем обращаться к Фонду им следует обеспечить необходимую капитализацию банковской системы, либерализовать финансовые рынки, устранить коррупцию и сбалансировать налогово-бюджетную политику; 5) общеэкономическая политика и налогово-бюджетная политика, в частности, должна согласовываться с МВФ.
Кроме того, Всемирный Банк предполагается реформировать таким образом, чтобы снизить объемы кредитов, предназначить займы для базовых структурных реформ и ликвидировать группу финансовых организаций, действующих совместно с Банком. После обнародования отчета Комиссии ответ в виде статьи президента Всемирного Банка Дж. Вульфенсона был опубликован спустя несколько дней в Washington Post: «… мы уверены, что некоторые предложения Комиссии основаны на принципиальном непонимании задач, которые сегодня стоят перед нами. Если предложения, изложенные в отчете, будут осуществлены, то больше всего пострадают бедные люди в развивающихся странах… Вряд ли можно считать рекомендации Комиссии основанными на тщательном анализе и аккуратном использовании статистических данных. К сожалению, по моему мнению, эти рекомендации ошибочны [8, с.180]. Хотя атака Комиссии Мельцера и была отбита, тем не менее, новый директор-распорядитель МВФ, Хорст Келер, в 2000 г. вынужденно заявил, что Фонд отказывается от претензий на звание мирового кредитора и больше кредитовать в прежних масштабах не собирается.
Однако после кризиса 2009г. МВФ утвердил существенный пересмотр механизмов оказания финансовой помощи, а в августе 2010г. были приняты дальнейшие реформы для обеспечения гибких средств предотвращения кризисов для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики [9]. В странах с низкими доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира, процентные ставки по этим кредитам установлены на нулевом уровне до конца 2011г .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.
В истории МВС можно выделить несколько этапов эволюции валютной системы: 1) «Золотой стандарт» или Парижская валютная система; 2) Генуэзская валютная система; 3) Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов; 4) Ямайская система плавающих валютный курсов. Проанализировав вышеуказанные валютные системы, которые формировались по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это естественный и закономерный процесс. Новая система меняет старую, поскольку она более совершенна, и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операции, товарно-денежные обороты и т.д.
Информация о работе Проекты реорганизации мировой валютной системы