Проблемы развития рынка ценных бумаг и пути их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственных ценных бумаг и их видов………….............................................................................................
5
1.1. Понятие и сущность ценных бумаг………………………………… 5
1.2. Виды ценных бумаг ……….…………………………………..……. 9
1.3. Сущность и классификация государственных ценных бумаг……. 18
Глава 2. Анализ рынка ценных бумаг РФ………………………………………… 25
2.1. История рынка ценных бумаг РФ…………………………………... 25
2.2. Рынок государственных ценных бумаг на примере ММВБ с 2007г. по начало2010г…………………………………………………....
33
2.3. Корпоративный рынок ценных бумаг на примере РТС с 2007г. по начало 2010г………………………………………………………………
42
Глава 3. Проблемы развития рынка ценных бумаг и пути их реализации…….........................................................................................
51
Заключение………………………………………………………………………......... 58
Список использованных источников……………………………………………….. 60

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

· политики денежно-кредитной  рестрикции (ограничения кредитных  операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

· политики денежно-кредитной  экспансии (стимулирование кредитных  операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в  обращении).

Политика денежно-кредитной  рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005..

Основные цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей  денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства  или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае, основными целями денежно-кредитной  политики государства являются:

· регулирование  экономической активности агентов  экономических отношений;

· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

· создание безинфляционной  экономики.

К преимуществам  денежно-кредитной политики следует  отнести:

· быстроту и  гибкость (предложение денег можно  изменять без законодательных процедур);

· независимость  от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

В Федеральном  законе от 26 апреля 2007 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" приводятся основные следующие  основные инструменты и методы денежно-кредитной  политики Банка России Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «Ось-89», 2008.:

1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на  открытом рынке;

4) рефинансирование  банков;

5) валютное регулирование;

6) установление  ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения.

8) эмиссия облигаций  от своего имени.

Рассмотрим основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет свою политику по отношению  к коммерческим банкам.

Как уже упоминалось, возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:

· дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

· регулирование  банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);

· операции на открытом рынке с ценными бумагами и  иностранной валютой, а также  некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или  ином этапе развития страны. Так, в  современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. - М.: ИНФРА-М, 2006..

График 2.1

Динамика изменения  ставки рефинансирования с 2002 по 2009 год  Официальный сайт Центрального банка  Российской Федерации: http://www.cbr.ru

Формулировка  понятия рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций” Статья 40 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «Ось-89», 2008..

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных  ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования  используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть  денежных средств банка, которую  они в соответствии с законодательством  обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы  относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований.

· текущее регулирование  банковской ликвидности;

· текущее регулирование  ссудного рынка и эмиссии кредитных  денег коммерческими банками.

Исторически возникновение  системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль - обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.

В современных  нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы  минимального резервирования в странах  Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы  стабильности ставок денежного рынка  и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

Система обязательного  резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта  в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора Положение Банка России от 25.02.2004 г. № 225-П.

Важным элементом  механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых  обязательств.

Состав резервируемых  обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2008.:

· депозиты до востребования  предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

· средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

· средства кредитных  организаций на корреспондентских  счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

· кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе  просроченные кредиты и проценты по ним;

· депозиты и  иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

· депозиты (до востребования  и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

· остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в  том числе нерезидентов), расчеты  с Минфином России и т.д.;

· выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

· остатки средств  на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.);

Одним из элементов  системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент  непосредственно отражает процесс  регулирования денежной массы и  ликвидности банковской системы.

Снижение нормы  резервирования связывается с необходимостью расширять денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы  резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов  и необходимостью в этой связи  уменьшить денежную массу посредством  кредитного мультипликатора.

В то же время  ограничение кредитной эмиссии  увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Так 01 мая 2009 года Совет директоров Банка России принял решение об изменении обязательных резервных требований. Как сообщает ЦБ РФ, с 1 мая 2009 г. нормативы обязательных резервов будут повышены до 1% по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств Информация с сайта www.rbc.ru.

Денежно-кредитная  политика ЦБ РФ ориентирована на поддержание  наиболее оптимальной структуры  денежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Дифференциация  норм обязательного резервирования в зависимости от видов депозитов обусловлена необходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установление более высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению со срочными и сберегательными вкладами стимулирует развитие последних.

Информация о работе Проблемы развития рынка ценных бумаг и пути их реализации