Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:55, статья
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов развития казахстанской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя вопросам изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга, и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Как известно в настоящее время в Казахстане уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими мировыми брендами, такими как "Coca-Cola", "Adidas", "Nike", "Reebock», "World Class" и многие др. Данные товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов развития казахстанской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя вопросам изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга, и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Как известно в настоящее время в Казахстане уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими мировыми брендами, такими как "Coca-Cola", "Adidas", "Nike", "Reebock», "World Class" и многие др. Данные товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Следует отметить, что франчайзинг в Казахстане — сравнительно новая сфера финансовых отношений, но исходя из этого можно смело говорить о росте интереса казахстанских бизнесменов к данному методу организации предпринимательства.
Тем самым, привлекательность франчайзинга
заключается в наличии неоспоримых преимуществ
для обоих участников франчайзинговых
отношений. Для малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей он предоставляет в
распоряжение стабильный доходный бизнес,
для известных фирм и компаний - возможность
расширить и упрочить свои позиции на
рынке. Именно этим следует объяснить
столь широкое распространение франчайзинга
как в Европе, так и в Америке. Хотелось
бы отметить, что для многих предприятий
в мире, франчайзинг стал символом преуспевания
в бизнесе, в том числе и для некоторых
казахстанских фирм, которые решились
на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
Как показывает статистика, развитие франчайзинга в Казахстане в настоящее время идет в динамике, где можно проследить по приведенным данным в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная
таблица по статистическим
данным
развития франчайзинга в РК за 2010 год | ||
|
Казахстанское
Агентство
по франчайзингу |
Центрально-Азиатское агентство по франчайзингу и лицензированию |
Франчайзинговые системы | 120 | 233 |
Франчайзинговые точки | 1000 | 1145 |
Как видно из таблицы, точных и достоверных данных о франчайзинге в РК как таковых не представлены, к примеру в различных агентствах по франчайзингу имеются свои статистические данные. Это говорит о том, что большинство франчайзинговых точек или систем не зарегистрированы до сих пор, либо зарегистрированы в разных франчайзинговых агентствах.
Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в нашей стране наиболее распространен дистрибьютивный / торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового (таблица 2).
Таблица 2
|
Как видно из таблицы 2, деловой франчайзинг в западных странах превышает казахстанский на 65%, а доля торгового франчайзинга в РК превышает долю западного в том же размере. Как уже отмечалось, в нашей стране наиболее высокие позиции в бизнесе занимает торговый франчайзинг.
Однако на казахстанском рынке можно выделить основные проблемы развития франчайзинга:
Таким образом, можно предложить основные
пути совершенствования франчайзинга
в РК. Главная роль в развитии франчайзинга
должна принадлежать государственным
институтам развития, поддержка на государственном
уровне означает рост транспарентного
конкурентоспособного предпринимательства.
Как показывает мировой опыт, увеличение
числа франчайзинговых компаний способствует
росту экономики, создает дополнительные
рабочие места, увеличивает транспарентность
бизнеса и налогооблагаемую базу, помогает
распространению передового мирового
опыта и последних инновационных технологий,
развивает регионы.
Также одним
из основных направлений развития франчайзинга
являются льготные кредиты, облегченное
налогообложение на начальном этапе, создание
специальных центров развития франчайзинга
существенно может помочь становлению
франчайзингового пространства. В свою
очередь необходимо стимулирование инвестиций
в франчайзинг, популяризация идей франчайзинга
через образовательные центры, пропагандирование
франчайзинга среди предпринимательства.
По нашему мнению, если на сегодняшний
день доля франчайзинга в казахстанском
предпринимательстве составляет всего
3%, то благодаря приведенным основным
направлениям совершенствования франчайзинга,
к 2015 году, она может достигнуть 35%. Это
уже серьезный рубеж, тогда как в развитых
странах эта доля равна 50%. А что касается
непосредственно отечественных франшиз,
то пока их 25, но через пять лет их количество
может достичь 60.
Информация о работе Проблемы развития и пути совершенствования франчайзинга в Республике Казахстан