Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:45, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является анализ проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить понятие и сущность межбюджетных отношений;
выявить проблемы, препятствующие эффективному функционированию межбюджетных отношений, и предложить пути их преодоления;
провести анализ межбюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы РФ на примере Самарской области.
Следует предоставить
право направления органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
средств резервных фондов на приобретение
федеральных государственных
Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях следует разработать методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений.
Следует скорректировать стандарты и нормативы минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Такие стандарты и нормативы должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов.
Следует отметить, сто к настоящему моменту сформирована четкая структура межбюджетных трансфертов, которая по своему экономическому содержанию подразделяется на две составляющие: финансовую помощь и компенсационные трансферты. Финансовая помощь в свою очередь делится на два направления: финансовую помощь на осуществление текущих расходов и финансовую помощь на инвестиционные цели. Такая помощь выделяется в виде двух видов трансфертов: дотаций, являющихся необусловленными трансфертами, предоставляемыми из фонда финансовой поддержки, и субсидий из фонда сбалансированности, являющихся обусловленной финансовой помощью. Субсидии предоставляются по двум направлениям: текущие субсидии и инвестиционные субсидии. Инвестиционные субсидии, как правило, выделяются через Инвестиционный фонд либо через федеральные целевые программы. К компенсационным трансфертам относятся трансферты, выделяемые в форме субвенций на финансирование делегированных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации.
Действующая система межбюджетных трансфертов не лишена недостатков. Рассмотрим предлагаемые пути совершенствования по видам трансфертов.
Механизм субсидий содержит в себе целый ряд недостатков.
1) основной объем субсидий поступает в регионы, имеющие большие возможности для софинансирования, то есть в наиболее обеспеченные субъекты.
2) не всегда
субсидии получают те субъекты
Российской Федерации, которые
для соответствующей отрасли
являются ключевыми. Так,
Механизм предоставления субсидии предельно усложнен: требуется ежегодное принятие нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации, подписание соглашений с федеральными органами исполнительной власти, принятие ими нормативно-правовых актов. Несмотря на то, что главной задачей субсидий является стимулирование финансирования из региональных бюджетов определенных на федеральном уровне приоритетов, в настоящее время нет механизма определения этих приоритетов.
Одним из основных
недостатков межбюджетных отношений
в субъектах Российской Федерации
является отсутствие требований к определению
объема дотаций местным бюджетам.
Регионы формируют фонды финанс
Предлагается также часть налогов, закрепленных в настоящее время за субъектами Российской Федерации, передать муниципальным образованиям, поскольку органы местного самоуправления могут серьезно повлиять на их базу.
В ближайшем будущем должны быть решены вопросы разграничения полномочий и исключения дублирования полномочий и конкретизацию их содержания.
Таким образом, реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Заключение
Основной результат проведенного исследования позволил определить значимость межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации и выявить наиболее актуальные проблемы их функционирования. Полученные в ходе написания курсовой работы выводы заключаются в следующем.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, складывающиеся при разграничении и закреплении доходов и расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Для полного раскрытия сущности межбюджетных отношений в исследовании было уделено особое значение такому понятию как бюджетный федерализм – это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации, представленные федеральным бюджетом РФ, с интересами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Содержание бюджетного федерализма включает: трёхуровневую систему бюджетных отношений и чёткое разграничение функций между ними; самостоятельность каждого бюджета, обеспечивающую высокую степень автономии региональных и местных бюджетов; сохранение за федеральным бюджетом доминирующего положения в общей бюджетной системе страны; прозрачность межбюджетных отношений, основанную на понятных и приемлемых для всех субъектов Федерации подходах (критериях); определение размеров финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам.
Межбюджетные отношения зачастую складываются по поводу финансовой помощи. Под финансовой помощью понимаются денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему. В зависимости от условий предоставления таких средств выделяется несколько форм финансовой помощи:
1) дотация;
2) субвенция;
3) субсидия;
4) бюджетная ссуда;
5) бюджетный кредит.
Для Самарской
области развитие межбюджетных отношений
на сегодняшний день приобретает
стратегически-важное значение, поэтому
в курсовой работе бал проведен
анализ взаимоотношения между
Проведенный анализ позволил установить, что средства, выделяемые из федерального бюджета в бюджет Самарской области, составляют значительную часть дохода региона. Необходимо также отметить, что только при стабильной финансовой поддержки вышестоящего бюджета, экономика Самарской области будет набирать все более высокие обороты и показывать уверенный финансовый рост.
Что же касается межбюджетных отношений складывающихся между бюджетом Самарской области и муниципальными образованиями, то основная часть межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетом Самарской области муниципальным образованиям, направлена на финансирование бюджетов крупных городских округов: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск. На финансирование безвозмездных поступлений передаваемых в бюджет г.о. Самара в 2011 году приходилось 23,8% от всех межбюджетных трансфертов передаваемых бюджетом Самарской области. При чем, межбюджетные трансферты, передаваемые в бюджет г.о. Самара являются значимой доходной статьей при его формировании, а также главным механизмом финансового обеспечения функций и обязательств муниципального образования.
Список используемой литературы
Информация о работе Проблемы и перспективы в межбюджетных отношениях в россии