Автор: g******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:51, доклад
При существующем механизме межбюджетных отношений отчисления от федеральных и региональных налогов, а также финансовая помощь местным бюджетам устанавливаются индивидуально под расходы, прогнозируемые вышестоящими органами власти. Он сориентирован в основном на реализацию выравнивающей функции и не стимулирует местное самоуправление увеличивать собственные доходы своих бюджетов. Тем самым снижаются побудительные мотивы органов местного самоуправления к развитию собственной экономической базы.
В ходе комплексного
исследования сущности финансовой устойчивости
бюджета сделан вывод о том, что
устойчивость бюджета субъекта РФ необходимо
рассматривать с позиции
бюджетный финансовый
устойчивость угроза
Исследование вопросов,
связанных с рисками исполнения
бюджета, позволило установить, что
необходимо учитывать различия в
понятиях «риски» и «угрозы» финансовой
устойчивости бюджета области. Под
угрозой финансовой устойчивости бюджета
области предлагается понимать объективно
существующую потенциальную возможность
возникновения негативной ситуации,
подрывающей его устойчивость. Объективными
источниками угроз являются внешняя
среда и внутренние факторы. В
табл. 3 фрагментарно приведены угрозы
финансовой устойчивости бюджета области
и их индикаторы.
Перечисленные угрозы
повышают финансовые риски, ограничивают
возможности эффективного решения
комплексных социально-
Фактором, обостряющим
проблематику, является низкая бюджетная
обеспеченность Ивановской области
и, как следствие, высокая дотационность
областного бюджета. По итогам 2006 г. Ивановская
область среди субъектов Российской Федерации
по уровню бюджетной обеспеченности занимала
63-е место, а доля безвозмездных поступлений
из федерального бюджета в доходах консолидированного
бюджета области составляла 36,4%. Острый
дефицит ресурсов негативно сказывается
на бюджетных инвестициях, обусловливает
необходимость активно привлекать долговые
заимствования.
В 2009 г. ожидается
рост государственного долга более
чем в 5 раз по отношению к уровню
на начало 2008 г. В этих условиях принципиальное
значение приобретает вопрос мобилизации
доходов, повышения эффективности
бюджетных расходов, совершенствования
механизмов управления рисками и
поддержания финансовой устойчивости.
Недостаточное финансовое
обеспечение реформы местного самоуправления,
а также увеличение расходов местных
бюджетов, не обеспеченных соответствующими
доходами, препятствуют устойчивому
социально-экономическому развитию. Успешность
решения данной проблемы связана прежде
всего с наличием у местных органов власти
материальных и финансовых ресурсов. Для
этого необходимы более широкие законодательно
закрепленные полномочия по формированию
налоговой базы местных бюджетов.
Развивающийся финансовый
кризис обусловил ситуацию, когда
доходы большинства региональных и
муниципальных бюджетов недостаточны
для финансирования соответствующих
расходов, в первую очередь, в социальной
сфере. В то же время наблюдаются
недостаточный уровень
В результате соотношение
при распределении налогов
В силу своей значимости
налоговая политика постоянно находилась
в поле зрения отечественных экономистов.
Вместе с тем остаются недостаточно
разработанными и теоретически обоснованными
вопросы влияния налоговой
Таблица 3 Угрозы финансовой устойчивости бюджета области и их основные индикаторы*Вид угрозы Основные индикаторы
Социально-политические
Правовые Принятие на федеральном и региональном уровнях законодательных актов, сокращающих бюджетный потенциал региона
Информационные
Отсутствие публичности
информации об управлении региональными
финансами и бюджетном
Искажение информации по субъективным причинам и др.
Финансово-экономические
Изменение приоритетов
экономической политики. Рост инфляции.
Снижение уровня платежеспособности населения региона. Снижение инвестиционных ресурсов. Изменение курса рубля и др.
Угрозы кадрового потенциала Некомпетентность и недобросовестность сотрудников органов власти в сфере управления региональными финансами
Внутренние угрозы
Недостаточно эффективное
расходование бюджетных средств
на оказание государственных услуг,
исходя из необходимости максимально
полного удовлетворения потребностей
жителей и организаций области
в государственных услугах. Низкая
эффективность бюджетных
Неразвитость
Формирование бюджетно-
Заключение
В заключение отметим,
что развитие муниципальных финансов
является составной частью реформы
общественных финансов и должно проходить
в рамках общих усилий государства
по реформированию бюджетной сферы.
При этом основной целью
реформирования муниципальных финансов
должны стать стимулирование экономического
роста в муниципальных
Список использованной
литературы
1. Боровикова
Е. Финансы субъектов РФ об
условиях реформирования
2. Бескоровайная
// С. Стратегия управления
3. Поляк Г.Б.
Бюджетная система России. М.: ЮН
11 - ТИ, 2001.
4. Пикман Л. Устойчивость
бюджетов субъектов РФ // Бюджет. 2008. №
12.
5. Никифорова
А.А. Факторы финансовой
6. www.fintrip.ru
Информация о работе Проблемы и перспективы развития региональных и муниципальных финансов